Стародубцев Евгений
Современные методы и приёмы в работе с дошкольниками при реализации нравственно-патриотического воспитания
▼ Скачать
Современные методы и приёмы
в работе с дошкольниками
при реализации нравственнопатриотического воспитания
Аннотация. В этой статье говориться о важности
нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях детского сада и роли такого воспитания
в формировании личности будущего гражданина РФ.
Публикация «Современные методы и приёмы в работе с дошкольниками при реализации нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах
Ключевые слова: патриотическое воспитание,
нравственность, дошкольники, тематическая рубрика.
Дошкольное образование
Идея патриотизма во все времена занимала особое
место, но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня.
Существенные изменения, произошедшие в стране
за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности
патриотического воспитания, его места и роли в дошкольной педагогике. Решение проблемы воспитания
патриотизма потребовало новых педагогических решений в образовательной и воспитательной деятельности.
Современное общественное развитие России остро
поставило задачу духовного возрождения нации, поэтому одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным,
региональным, культурным наследием и историей
страны, края, родного города.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была одной из самых актуальных проблем развития современного общества.
Негативное влияние на воспитание детей оказывают
всем доступные средства массовой информации, телевидение, реклама, насыщенные образами агрессии,
разрушения, жестокости.
Уровень развития патриотических чувств у граждан
страны имеет большое влияние на развитие всех сфер
данного государства, что обуславливает необходимость
воспитания патриотических чувств у подрастающего
поколения. Сейчас часто материальные ценности доминируют над духовными, потому детей бывают искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, любви к родине и патриотизме. В период
дошкольного детства закладывается фундамент для
приобретения в дальнейшем любых социальных навыков и знаний, формируется общий характер поведения ребенка.
Необходимость особого внимания к патриотическому воспитанию дошкольников обусловлена тем, что
оно является стержнем приобщения ребенка к культуре, к традициям и обычаям, с его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с окружающим миром людей и природы.
Значимость патриотического воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста обозначена во ФГОС ДО как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства, учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Патриотическое воспитание по ФГОС предполагает
формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представление о социокультурных
ценностях нашего народа, о традициях и праздниках
нашего народа, а также формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье,
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Период дошкольного детства благоприятен для
закладывания основ по воспитанию патриотических
чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовнонравственной основы личности ребёнка, развитие его
эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания
себя в окружающем мире.
Также период дошкольного детства благоприятен
для эмоционально-психологического воздействия на
ребёнка, т. к. образы восприятия действительности,
культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю
жизнь, что очень важно в воспитании личности дошкольника.
Цель патриотического воспитания в соответствии
с ФОП: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной
гражданской позиции дошкольника.
Задачи патриотического воспитания :
– воспитание у ребенка любви и привязанности
к своей семье, дому, улице, городу, Родине;
– формирование бережного отношения к природе
и всему живому;
– воспитание уважения к людям разных профессий
и результатам их труда;
– развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
– формирование элементарных знаний о правах человека; – знакомство детей с государственной символикой (герб, флаг, гимн);
– ознакомление с историческим прошлым нашей
Родины, развитие чувства ответственности и гордости
за достижения Родины;
– формирование толерантности, чувства уважения
к другим народам, их традициям;
– воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию используются следующие методы :
– обустройство патриотического уголка;
– организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
– проведение тематических занятий-рассуждений
на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач;
– целевые экскурсии;
– наблюдения, позволяющие видеть трудовую
жизнь людей;
– рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей;
– беседы с детьми о родном городе;
– использование детских художественных произведений, фильмов, репродукций картин, иллюстраций
(их рассматривание и обсуждение);
– разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных
произведений;
– знакомство детей с народным декоративноприкладным искусством;
– наблюдение окружающего мира, стимулирующее
детское художественное творчество;
– привлечение детей к посильному общественнополезному труду в ближайшем для детей окружении;
– поощрение детей за инициативу и стремление
самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем
окружении, за бережное отношение к общественному
имуществу. За добросовестное выполнение поручений,
за хорошее поведение в общественных местах;
– личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы
и методы методологической и воспитательной работы.
Примерный перечень мероприятий и тем занятий,
предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам,
спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края,
государственной символики, торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам.
Приемы работы по нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников :
– наблюдения;
– продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовление подарков и сувениров
для взрослых и сверстников);
– проектная деятельность;
– моделирование и решение проблемных ситуаций;
– придумывание сказок, историй и их театрализация;
– досуговая деятельность (праздники, развлечения,
викторины, конкурсы, КВН);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– чтение, конкурсы чтецов;
– сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым;
– игровая деятельность. В соответствии с задачами
нравственно-патриотического воспитания были разработаны тематические блоки, направленные на реализацию данных задач.
Тематические блоки: Блок «Моя семья». Цель реализации данного блока : воспитание у ребенка любви
и привязанности к семье, близким людям, своему
дому, детскому саду. Любовь маленького ребенкадошкольника к Родине начинается с формирования
отношения к самым близким людям – отцу, матери,
дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.
Формирование нравственно-патриотических чувств
проходит эффективнее, если детский сад устанавливает
тесную связь с семьей. Необходимость подключения
семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья
и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанности к детям, эмоциональнонравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистичная направленность и др.
Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад
24 | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ | № 1 (76) | 2024
Свидетельство СМИ: ПИ № ТУ66-01675 | Свидетельство ISSN : 2587-6872
в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования
детской личности. Родителям можно посоветовать такие формы привлечения детей к общественной жизни,
как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками
погибшим воинам; посещение краеведческого музея,
музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого художника, революционера и т. д.
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана, а также
местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д. Безусловно. Все это приобщает детей
к истории края и своего народа. Воспитывает любовь к Родине. Блок «Мой родной город». Основная
задача педагога – показать ребенку, что родной город или поселок славен своей историей, традициями.
Достопримечательностями, памятниками, лучшими
людьми. Внимание детей нужно привлечь к объектам,
которые расположены на ближайших улицах: школа,
церковь, почта, аптека, библиотека, рассказать о их назначении.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех населенных пунктах,
больших и маленьких, есть много общего: повсюду
люди трудятся для всех; везде соблюдаются традиции;
повсюду живут люди разных национальностей; люди
берегут и охраняют природу; есть профессиональные
и общественные праздники и т. д. Свои путешествия
можно продолжить и на занятиях, которые нужно стараться дополнять и обогащать интересными материалами и фактами.
Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую
связь между различного рода сведениями, проводить
занятия можно в определенной последовательности:
настоящее города; город в прошлом; из чего состоит
наш город; город, в котором мы живем.
Игра «Выбери меня» закрепляет представления детей о зданиях города, учит детей анализировать отношения между понятиями (школа-ученик, больницабольной). Путешествие в прошлое города можно начать
с игры «Что в круге?», а затем всю историю показать
по «волшебному телевизору», с помощью которого
дети могут наглядно в игровой форме познакомиться
с историческим происхождением города. Знакомство
с символикой города хорошо начать с занятия «Герб
родного города», а закрепить знания помогут следующие дидактические игры: «Найди герб нашего города
среди других», «Сложи герб по памяти». Блок «Человектруженик».
Цель данного направления: воспитание уважения
к людям разных профессий и результатам их труда.
В рамках реализации данного блока были проведены
следующие мероприятия: игра – викторина: «Все профессии важны!», блиц-опросы «Профессия мамы»,
«Профессия папы». Задача знакомства детей с профессиями в ходе сюжетно-ролевой игры подразумевает
подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог
смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно
выбрать свой путь профессиональной деятельности.
Дидактические игры «Профессии», «Предметы труда
и профессии» способствуют формированию интереса
и уважительного отношения к труду и представителям разных профессий. Блок «Родина моя – Россия».
Цель: знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном России, воспитание чувства гордости за родную страну, её народ, культуру,
уважение к обычаям, традициям своего и других народов. С детьми были проведены НОД по темам:
«Россия – Родина моя», «Мы гордимся своей страной»,
«Герб России». Проведение досугов «Богатыри – защитники Родины», «День народного единства» способствовало формированию патриотических чувств у детей.
Испокон веков в них ярко отражался образ жизни
людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Подвижная игра вызывает в детях желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение
проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,
находчивость, волю и стремление к победе. Участвуя
в народных подвижных играх «Горелки», «Зарязареница», «Птицелов», башкирской игре «Медный
пень» дети впитывают любовь к Родине, к традициям
и обычаям своего народа, уважение к культурам других национальностей. Устное народное творчество неиссякаемый источник формирования у дошкольников
любви к своей родине. Участвуя в театрализации и драматизации произведений устного народного творчества, дети погружаются в волшебный, сказочный мир
наших предков. Через сказку они познают моральнонравственные нормы добра и зла. Такие замечательные
сказки как «Заюшкина избушка», «Морозко» способствуют формированию у дошкольников стремление
быть добрее, честнее, добросовестней по отношению
друг к другу. Фоторепортажи «Мой папа – защитник
Родины», «Спасибо деду за победу!». Блок – «Будем
Родине служить». Цель: рассказать о российской армии,
о воинах, которые охраняют нашу Родину. Познакомить
с некоторыми родами войск. Рассказать о трудной, но
почетной обязанности защищать родину, охранять
ее спокойствие и безопасность. Дать представление
о ВОВ, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи. Прививать
детям такие важные понятия, как долг перед Родиной,
любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. В группе был организован мини-музей воинской
славы. Воспитанники и их родители приняли непосредственное участие в создании музея.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает
у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе
с родителями используем разнообразные формы: семинары– практикумы, посиделки, конкурсы, выставки.
Наши родители принимают активное участие в жизни
ДОУ. Показателем высокого уровня знаний детей по
вопросам патриотического воспитания являются по-
2024 | № 1 (76) | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ | 25
Свидетельство ISSN : 2587-6872 | Свидетельство СМИ: ПИ № ТУ66-01675
беды наших воспитанников в разного рода конкурсах:
Наглядно-информационные формы знакомят родителей с условиями, содержанием и методами патриотического воспитания детей в условиях дошкольного
учреждения.
Это стенды с информацией патриотического содержания, брошюры, агитационные листы, родительская почта, размещение информации на сайте детского
сада и на личных сайтах педагогов. Познавательные
формы призваны повысить ответственность семьи за
нравственно-патриотическое воспитание, обогатить
педагогические знания родителей. К познавательным
формам относятся круглый стол, мастер-классы, проблемные семинары, патриотические акции.
Таким образом, современные методы и приёмы, используемые в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в ДОУ, очень разнообразны и многофункциональны. Применение современных форм
и методов в педагогической деятельности с детьми гарантирует успешную реализацию патриотического воспитания в ДОУ.
Список литературы
1. Агапова, И. А. Мы – патриоты! Классные
часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы /
И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2006. –
368 с. – Текст: непосредственный.
2. Азаров, Ю. П. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников / Ю. П. Азаров
// Дополнительное образование. – 2013. – № 6. –С. 3-7. –
Текст: непосредственный.
3. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты,
разработки тематических занятий и сценарии мероприятий
/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. – Волгоград: Учитель,
2007. – 203 с. – Текст: непосредственный.
4. Алиева, Ш. Г. Социальное развитие дошкольников
/ Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). –
С. 711-715. – Текст: непосредственный.
5. Зацепина, М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое
воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет
/ М. Б. Зацепина. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. –
112 с. – Текст: непосредственный.