Юлия Давыдова
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями
▼ Скачать + Заказать документы
В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного стандарта ДОУ большое внимание уделяется взаимодействию с родителями воспитанников. ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона об «Образовании Российской Федерации». В этом документе говорится о взаимодействии с родителями, о вовлечении их в образовательный процесс ДОО.
Публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» размещена в разделах
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важно учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия.
Главной целью работы дошкольного образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой задачи невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Основная часть.
1. Сущность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным, так как семья и дошкольная организация - это два важных фактора социализации детей. И дошкольная организация, и семья имеют фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка. В ДОО ребенок получает начальные знания об окружающем мире, приобретает умение взаимодействовать с людьми, организовывать собственную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями: «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия создавать, указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью взаимного и эффективного общения.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от семейного окружения. Для этого необходимо организовать взаимодействие с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможность для дополнительного эмоционального общения в стенах ДОО, вооружить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса повыситься, если члены семьи будут включены в деятельность ребенка в детском саду, а не останутся лишь объектом педагогического влияния. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и ДОО. Новизна этих отношений определяется понятиями сотрудничества и взаимодействия. Открытость детского сада приводит к положительным результатам всех субъектов педагогического процесса. В связи с этим возникает вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Необходимы новые, современные, нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их совместным проведением мероприятий, досугов, которые не только повысят их психолого-педагогическую грамотность, но и будут способствовать укреплению детско-родительских отношений, вовлечения родителей в жизнь ДОО.
2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Семья и ДОО – два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием, считают, что детский сад, это место, где только присматривают за детьми, пока они на работе. И воспитатели испытывают трудности в общении с такими родителями. С этой целью используя различные нетрадиционные формы работы, виден эффективный, положительный результат.
В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной образовательной организации и семьи. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова взаимодействие трактуется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию с семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Это делается с целью: - изучения семьи, семейной ситуации помогают осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст семейного воспитания. - для развития и воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте. Инициаторами взаимодействия ДОО и семьи являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об этом говорится в нормативных документах.
В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольной организации. Компетентностный подход позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОО. При этом важно, чтобы родители выступали в качестве полноправных участников этого процесса. Основные установки этого подхода можно выразить в виде формулы : активность + осознанность + самостоятельность.
Компетентностный подход предполагает не только сообщение знаний родителям, но и умение их применять на практике. Авторы рекомендуют возможные формы взаимодействия с семьей под углом компетентностного подхода: - Презентация дошкольного учреждения. Возможна активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятия во внимание предложений семей;
- Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ссылаясь на его компетентность в каких-то вопросах или, наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостю)
- Педагогический совет с участием родителей
- Педагогические ситуации. Целесообразны при условии решения типичных для конкретной семьи ситуаций и при участии семей воспитанников. - Педагогические беседы с родителями. Эффективны при целевом характере бесед (по запросам родителей, внесении элементов дискуссии и проблематизации. Как показывает анализ литературы, исходя из запросов родителей, в ДОО проводятся следующие формы и методы взаимодействия :
- Собрание, круглый стол с родителями
- Использование активизирующих методик:
- метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей;
- метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенокпедагог-родитель»;
- метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;
- метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе
- Конференции с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами
- Общие собрания родителей. Активное собрание родителей может включать: элементы тренинга; мастер-классы; семинар-практикум; видеотренинг; видеопрезентацию; показ занятий на видеозаписи - Школа для родителей Подобные формы и методы должны содержать элементы школы родителей: когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта.
Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого – медико - педагогическую поддержку семье и ребенку.
Важным условием по обеспечению включения семей в образовательное пространство ДОУ является умение определять приоритетные направления данного процесса.
При этом необходимо учитывать:
• муниципальную политику;
• специфику ДОУ;
• уровень профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями и т. д.
Приоритетное направление:
• повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей;
• программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей;
• обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.
В связи с выше изложенным, становится ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Но далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов дошкольных учреждений должны быть направлены на:
• повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
• формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе;
• формирование положительных взаимоотношений в семье.
4. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений.
Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Остановимся более подробно на современных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно - информационные. Наличие у ДОО собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Один из вариантов проектной деятельности, который используется педагогами ДОО как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. Одной из современных форм взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выступает проектная деятельность. Проектная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и самом себе.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Основные принципы при организации работы в рамках новых форм взаимодействия с семьей :
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в детском саду;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами. Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие, выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активизация взаимодействия ДОО с семьями, активное вовлечение родителей в работе дошкольной организации.
Создание единого образовательного пространства, включающего воспитателя и родителей как его равноправных составляющих, возможно только при условии учёта особенностей каждой конкретной семьи.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. От воспитателя и установок детского сада зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец, результативность развития всех взаимодействующих субъектов (педагогов, родителей, детей). Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные.
Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активизация взаимодействия ДОО с семьями, активное вовлечение родителей в работу дошкольной образовательной организации.
Взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Заключение.
Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада. Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта. От воспитателя и установок ДОО зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец, результативность развития всех взаимодействующих субъектов (педагогов, родителей, детей). Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в настоящее время являются наиболее актуальными. Среди современных форм работы с родителями можно выделить следующие: познавательные, информационно-аналитические, наглядно-информационные. Общим для всех этих современных форм, несмотря на их разнообразие выступает создание активных форм общения ДОО с родителями, активное вовлечение родителей в работе дошкольной организации. Нами было выявлено состояние взаимодействия ДОО с родителями с использованием современных форм. Педагоги используют традиционные формы и методы работы с родителями: - общие и групповые родительские собрания; - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; - дни открытых дверей; - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; - работа с родительским комитетом группы; - беседы с детьми и родителями; Из современных до начала формирующего эксперимента были использованы только досуговые формы. Среди предлагаемых нами к внедрению в ДОО современных форм взаимодействия с родителями можно выделить следующие: 1. Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, показом фильмов, фотоколлажей.
2. Наглядно-информационные методы
3. Семинары и круглые столы
4. Досуговое направление во взаимодействии с родителями.
5. Проектный метод в работе с родителями
6. Использование социальных сетей как формы современного взаимодействия с родителями
7. Использование сайта ДОО как формы современного взаимодействия с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Нами были определены педагогические условия использования нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьей. - Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями ДОО; - Применения современных средств коммуникации (социальные сети, мессенджеры, сайт ДОО); - Использования проектного метода в работе с родителями.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т. п.).
Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
Список литературы.
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 2008. N 6. • Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9.
2. Белова Л. В. В семье будущий первоклассник. - М,2000.
3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1.
4. Буре Р. С. Готовим детей к школе. - М. ,2007.
5. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
6. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 2003. N 9.
7. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1.
8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1.
9. Клюева Н. В. Психолог и семья : диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002.
10. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М,2003.
11. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8.
12. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8.
13. Агавелян М. Г., Данилова T. А., Чечулина О. Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
14. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2. - С. 54-58.
15. Вместе с семьей : Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т. Н. Дронова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 191 с. - (Детский сад и семья).
16. Зверева О. Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей//Дошкольное воспитание, №5 - 2016. С. 25-31.
17. Листраткина В. Индивидуальная работа с семьёй. //Дошкольное воспитание1993, №5, с. 45.
15. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй : Пособие для работников в ДОУ. М., 2004г.
19. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – 2012. – С. 71 – 74.
20. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
www.consultant.ru / popular / education