Алла Макарова
Современные дошкольники. Мифы и реальность
▼ Скачать + Заказать документы
Парадокс сегодняшнего времени –дети по завершению дошкольного периода не могут ни читать, ни писать, выросло число дизграфиков, дизлексиков, родители нанимают репетиторов. Хотя были созданы условия для успешного проживания в начальной школе: овладения программой дошкольного образования, развивающие игры и т. д. В ЧЕМ ПРИЧИНА?
Исследователи дошкольного детства (Д. И. Эльконин, В. В. Давыдов., Г. А. Цукерман) считают, что у ребенка перед началом обучения в школе должны быть сформированы базовые навыки:
1. Понимание идеи ЗНАКА.
2. УСТНОЙ РЕЧИ.
Публикация «Современные дошкольники, Мифы и реальность» размещена в разделах
3. Опыта проживания РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
4. Умения ИГРАТЬ И ПРОИГРЫВАТЬ.
5. Выстраивания ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ.
6. Синхронной работы ПОЛУШАРИЙ МОЗГА, обеспечивающей координацию движений.
Преподаватель русского языка, создатель сайта уроков русского языка Юлия Петровна Фишман, опираясь на собственный педагогический опыт, разработала типологию детскогоповедения, которая помогает понять причины неуспеваемости по основным предметам в начальной школе.
Тип 1. РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК С ОТСУТСТВИЕМ ИГРОВОГО ОПЫТА С ПАРТНЕРАМИ И ПРОТИВНИКАМИ
Парадоксально, но факт! Сегодня можно встретить детей, не имеющих представления о том, что есть не просто игры, а игры с правилами, что в игре можно не только выиграть, но и проиграть.
Сейчас нам важно обозначить последствия и сложности такого поведения у детей:
1. Неумение подчиняться правилам, установленными социумом;
2. Отсутствие опыта проживания радости за себя и за товарища, сопереживания, желание прийти на помощь…
3. Неумение проигрывать, адекватно переживать неудачи и начинать игру снова, добиваясь положительного результата;
4. Не формируется идея знака как условное обозначение информации (дорожные знаки, математические знаки);
5. Не формируется умение одновременно двигаться (играть) и думать о правилах, запоминать последовательность действий;
Тип 2. РЕБЕНОК, ОКРУЖЕННЫЙ ГИПЕРОПЕКОЙ
Дети с таким типом поведения сегодня не редкость. Девиз родителей: «Защитим ребенка, мир страшен и опасен», поэтому ребенка растят как под колпаком,что создает искаженное представление об окружающем мире, и имеет следующие печальные последствия:
1. Не формируется понимание речи и активизация словаря (привычные в обиходе слова – «лес», «киоск», «метро» непонятны или наполнены неверным смыслом).
2. Ребенок не понимает смысла прочитанного и мотивов действий героев произведений, отсюда сложность и в запоминании текстов;
3. Неумение общаться и взаимодействовать в коллективе;
4. Неумение проигрывать, переживать неудачи;
5. Отсутствие опыта решения реальных практических задач притормаживает развитие мышления;
6. Общая тревожность.
Тип 3. РЕБЕНОК, ЖИВУЩИЙ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ
Мультимедийные ресурсы –наша повседневная реальность. Но что делать, чтобы это не стало зависимостью, а способствовало развитию ребенка? Если родители не придают этому должного значения, то мы получаем вот такие печальные последствия в поведении ребенка:
1. Проблемы с координацией движений, т. к. не сформированы нейронные связи,ребенку трудно одновременно писать и проговаривать буквы, слоги и слова.
2. Искаженное представление о реальном мире;
3. Сложность запоминания слов при непонимании их значения;
4. Не развита монологическая и диалогическая речь;
5. Предрасположенность к заболеваниям, снижение зрения.
Тип 4. РЕБЕНОК, КОТОРОГО НАГРУЖАЮТ ЗНАНИЯМИ, НЕ УЧИТЫВАЯ ЕГО ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КОТОРОМУ ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Как часто родители хотят работать на опережение только для того, чтобы похвастаться перед окружающими: «А мой ребенок уже умеет, знаком с…., знает о…».
К чему могут привести завышенные требования к ребенку:
1. Рука не готова к письму (мелкая моторика не развита, ребенок неправильно держит ручку, карандаш, а переучивать его очень сложно, практически невозможно;
2. Медленное письмо, проблемы с почерком;
3. Знает буквы, но не понимает звуковой анализ слова;
4. Страх не оправдать ожиданий родителей губит мотивацию к обучению;
5. Боязнь трудностей, связанных с обучением;
6. Учеба дается с трудом, выполнение домашних заданий отнимает много времени, которое так нужно для прогулок, игр…
Тип 5. РЕБЕНОК, КОТОРОГО СЛИШКОМ МНОГО И ПОСТОЯННО ХВАЛЯТ
У таких детей просто нет опыта познания неудач, нет ситуаций, где он «не молодец, не умница, не лучше всех». Такой отрицательный опыт должен присутствовать в жизни каждого ребенка.
Отсутствие подобного опыта приводит:
1. В случае ошибки ребенок капризничает, сердится, устраивает истерики, мешая другим;
2. К неумению признавать свое поражение;
3. К отказу от работы над ошибками;
4. К непризнанию авторитета учителя, воспитателя;
5. К отказу от выполнения дисциплинарных требований;
6. Внешняя мотивация к учебе становится важнее внутренней.
Тип 6. РЕБЕНОК, КОТОРОГО НАДО СНАЧАЛА ЛЕЧИТЬ,
А ПОТОМ УЧИТЬ (ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ)
Родители порой не хотят признать того, что их ребенок нездоров и нуждается в лечении специалистов (невролога, психотерапевта, логопеда, дефектолога и т. д.). Это приводит к тому, что драгоценное время для коррекции здоровья упущено. Только после положительного заключения врачей, можно начинать полноценное обучение.
Если образно представить состояние современного ребенка-дошкольника без базовых учебных навыков для дальнейшего обучения в школе, то у нас получится картинка, где железобетонная конструкция стоит на деревянных подпорках. Система обучения – это железобетонная конструкция, а базовые навыки – это те самые хрупкие деревянные подпорки. Какие бы прекрасные педагоги не работали с вашими детьми, какие бы современные средства обучения не использовали, если у ребенка дошкольного возраста не сформированы базовые навыки, все усилия по обучению тщетны. Деревянные подпорки сломаются под тяжестью железобетонной конструкции.
Что могут сделать родители в этой ситуации? Подумать об опыте ребёнка в реальности. Мастерите руками, ходите в походы и на экскурсии… Если есть средства, покупайте речные круизы, конные туры, морские прогулки… Поживите у бабушки в деревне, помогите ей с огородом… Ходите в зоопарк, катайтесь на лыжах, просто гуляйте по городу…
Разговаривайте с ребёнком обо всём, что видите и делаете.
Никакой учитель не сделает это за вас. Желаю успеха!