Светлана Рысухина
Совместная проектная деятельность родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Публикация «Совместная проектная деятельность родителей и детей» размещена в разделах
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
В своей работе с детьми, я использую проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :
1. Видоизменение и совершенствование развивающей среды;
2. Использование инновационных технологий;
3. Вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
В сентябре 2020 учебного года я работала на второй младшей группе это дети 3-4 лет. В период своей работы мы с детьми и родителями реализовала три краткосрочных проекта
Мы работали над проектом «Путешествие в космос»
Тип проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, родители.
Продукт проекта : космический объект (ракета) и космический костюм.
Актуальность: несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Первым этапом с детьми проводились беседы «Что такое космос?», «Первый полёт в космос», «Первые живые существа в космическом пространстве», «О звёздах и планетах», «Строение солнечной системы».
Вторым этапом.
Это чтение художественной литературы: А. Леонов «Я выхожу в космос», Чтение стихотворений А. Хайт «По порядку все планеты», Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост», О. Ахметова «В космосе так здорово!» Заучивали стихи о космосе, отгадывали загадки. Составляли рассказы «Что я знаю о планетах» с опорой на схему. Играли в дидактические игры: «Собери созвездие»; «Полёт в космос», «Космическое путешествие»; подвижные игры «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космонавты». Раскрашивали загадочный мир космоса, веселых инопланетян. Третьим заключительным этапом.
Совместное с детьми родители изготовили космический объект (ракету) и космический костюм.
Данный проект помог сформировать у детей первоначальные представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о первом космонавте Ю. А. Гагарине расширил первоначальное преставления о звездах и планетах солнечной системы.
Входе работы с детьми я заметила, что у детей.
• Эмоциональная закрытость, неуверенность.
• Слабое речевое развитие.
Малая заинтересованность родителей к театрализованной деятельности
Поэтому я решила реализовать второй проект «Волшебный мир театра»
Тип проекта : творческий, игровой
Чтобы помочь детям стать увереннее в себе, раскрыться, обогатить словарный запас детей. Вовлечь родителей в совместную театрализованную деятельность вместе с детьми.
Были поставлена цель и задачи. Дети познакомились с разными видами театра. Проведена беседа «Ура! Идём в театр!.
В своей работе использую просмотр познавательных мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Теремок», «Театр» (м/ф «Смешарики», «Театр теней» (м/ф «Фиксики») и т. д.
-Упражнение на обогащение словарного запаса: «Медведь-медведи», «Заяц-зайцы», «Волк-волки».
-Д/игра «Из какой сказки»
Мимические этюды: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка»
-Речевая ситуация «Театральные секреты»
Обсуждение сказки «Колобок». Подвижные игры - «У медведя во бору», «Звери», «Что мы делали не скажем, а что видели, покажем», «Хитрая лиса», «Мышеловка» «Звери»
Упражнения на интонационную выразительность: «Я-хитрая лиса», «Я-грустный заяц» В ходе реализации проекта была проведена большая работа с родителями, которые создали уголок театрализованной деятельности.
Заключительным этапом родители показали детям кукольный театр «Как колобок переходил дорогу». Дети участвовали в постановки театрализованной сценки «Кто ест грибы»
Детьми освоены первичные навыки в области театрального искусства: использование мимики, жестов, голоса. Они овладели необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актёра. Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми.
Третий проект который мы реализовали за учебный год
Проект «Птицы зимой».
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Актуальность: Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея о проекте. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года, ведь зимой, самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Так из за недостатка корма очень много птиц погибает не дожив до весны. Мы с детьми решили – птицам надо помогать. Выясняя с детьми, каких птиц будем подкармливать, мы пришли к выводу, что дети имеют недостаточное представление о зимующих птицах.
Предложив детям демонстрационный материал с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь) и проведя индивидуальную беседу, выяснили, что не все ребята могут правильно назвать зимующих птиц, их среду обитания и условия жизни, особенности их существования. Сотрудники музея приготовили для нас познавательное - театрализованное представления «Как Незнайка птиц изучал».
Были проведены беседы «Птичка-невеличка», «А можем ли мы им помочь», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные»; беседы о правилах поведения на улице, участке. Чтение пословиц, поговорок, загадок о птицах; заучивание потешек, чтение стихов о птицах, произведение В. Бианки, Н. Сладкого, М. Пришвина; словесные игры «Кто лишний», «Доскажи словечко». Дидактические игры «Кто где живёт», «Где моя мама», лото «Животный мир», пальчиковые и подвижная игры «10 птичек стайка» «Где обедал воробей».
В результате нашей работы у детей сформированы элементарные представления о зимующих птицах, появилось желание помогать птицам, наблюдать за ними. У родителей повысился интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края.
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.