Оксана Тагиева
Совместная деятельность с ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
К трём годам малыш стремиться выполнять любые действия с предметами самостоятельно. Отечественные педагоги отмечают, что дети 2-3 лет проявляют желание не только отображать действия взрослых в игре, но и подражать их реальным трудовым действиям.
Обучая ребёнка первым элементарным трудовым действиям, взрослый воспитывает у него важное качество – самостоятельность. Часто дети заявляют: «А я не умею!», хотя они могут выполнить предлагаемые действия (убрать игрушки, снять колготки и т. д., так как знают, что взрослые сами за них всё сделают. Важно, чтобы взрослый в этот момент находился в позиции учителя, помощника, а не обслуживающего, опекающего. Такую позицию необходимо соблюдать на протяжении всего дошкольного возраста.
Публикация «Совместная деятельность с ребёнком» размещена в разделах
У детей младшего возраста необходимо сформировать те навыки, которые им посильны и доступны. Малыш учится самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно вешать на стульчик одежду, мыть руки с мылом, вытирать лицо и руки полотенцем, убирать игрушки после игры на место и т. д. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому взрослым необходимо проявить терпение в процессе воспитания самостоятельности у детей, уделить больше внимания и потратить много времени, чтобы добиться цели.
С каждым днём личность ребёнка обогащается ценными личностными качествами, такими как: активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, опрятность. Самостоятельно действующий малыш развивается физически и интеллектуально, он учится правилам и нормам поведения в социуме. Занимаясь обычными делами в течение дня, ребёнок получает целый комплекс впечатлений от окружающего мира. Совместные действия со взрослым развивают речевую активность, учат ребёнка передавать свои впечатления, узнавать много интересного в окружающем мире.
Ребёнок третьего года ждёт вашего одобрения и поощрения за каждый успешный шаг. Будьте ласковы, доброжелательны, добры к вашему малышу и вскоре вы увидите положительный результат.
Игровая деятельность является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре ребенок становится деятельным, радуется, смеется. Общаясь с родителями, дети учатся играть вместе, уступать, помогать, делится игрушками. В игровой деятельности воспитывается выдержка. Игровая деятельность – это важнейшая часть жизни ребенка и относится к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир.
Эффективным приемом привлечения внимания ребенка являются действия самого взрослого с игрушками, без предварительного объяснения и приглашения ребенка к участию в игре.
Разговаривая с ребенком нужно максимально сближать слова и обозначаемые ими действия с предметами, т. е. устанавливать непосредственную связь первой и второй сигнальной системы. До 1 года одни и те же игрушки нужно называть заранее определенными одинаковыми словами. Например, игрушечную кошку называть «кисой». Начиная с 1 года 6 месяцев, для уточнения и различения однородных игрушек следует словами подчеркивать различие и сходство (зайчик большой и зайчик маленький и т. п.)
Наиболее действенной является речь взрослого, обращенная к малышу. Индивидуальное обращение способствует концентрации внимания детей, и, кроме того, содержание речи легче приспособить к уровню развития каждого конкретного ребенка.
При знакомстве детей с игрушкой важно, чтобы взрослый обязательно «представил» ей каждого ребенка. («Киса – это Машенька. Я люблю Машеньку. Скажи, киса, Машенька, «Здравствуй, Машенька!», а Машенька тоже скажет: «Здравствуй, киса!»)
Взрослый активно поддерживает любые действия малыша относительно игрушки, что является одним из основных стимулов в овладении ребенком предметной деятельностью и в формировании у него познавательной активности. Например, если ребенок захочет взять игрушку в руки, погладить ее, сжать, произвести какие - то манипулятивные действия, не следует ограничивать его в этом.
Важным условием для возбуждения у ребенка интереса к игрушкам, с которыми он познакомился, и желания продолжать заниматься и играть с ними, является умение взрослого «обустроить их жизнь». Для игрушек, изображающих домашних животных, можно выделить специальные места с подстилками, лежаками и т. п. Для диких животных лучше создать «уголок леса». С этой целью можно использовать маленькие искусственные елочки, плоскостные деревья и др. Можно поселить игрушки в домике -теремке, который взрослый собирает из строительного материала в присутствии детей или построить для каждого из игрушечных животных по домику. Важно, чтобы за игрушками закреплялись определенные места, и дети легко находили их по памяти.
Развитие игровой деятельности детей раннего возраста длится недолго – от 3 до 5 минут. Но эти минуты бесценны для развития ребенка, поэтому взрослые должны сделать все возможное, чтобы не упустить этот возрастной период и решить следующие задачи:
- вызвать интерес к игровой деятельности;
- сформировать умение принимать воображаемую ситуацию;
-способствовать овладению простейшими игровыми действиями, отражающими известные детям жизненные ситуации;
- побуждать к осуществлению переноса игровых действий с одной игрушки на другие;
- подводить к осуществлению первых замещающих действий (покормить игрушку не ложкой, а палочкой и т. п.)
Решить эти задачи несложно, если взрослые серьезно отнесутся к руководству игровой деятельностью с учетом специфики возраста ребенка.
Действия с игрушками на первом - втором году жизни являются лишь подражанием тому, что ребенку много раз показывал взрослый, а после полутора лет малыш начинает обобщать имеющиеся у него представления об игровых действиях. Дети «кормят» не только то животное, которое «кормил» взрослый – они совершают это игровое действие по отношению ко всем игрушкам. При этом малыш в своей игровой активности может «покормить» стул, книжку и т. п.
Во втором полугодии 2 года жизни развитие игры идет в направлении расширения круга изображаемых игровых действий и установления элементарных первичных связей между ними. Например, ребенок покормил белочку, а затем уложил ее спать. При этом малыш уже способен использовать в игре сразу несколько предметов: белочку укладывает спать на кровать, ее голову кладет на подушку, укрывает одеялом, качает.
Условия, которые способствуют развитию игры у детей раннего возраста:
-- Прежде чем взрослый начнет игру с ребенком, он должен установить с ним эмоционально - положительный контакт.
-- Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучительного тона, замечаний. Руководство игрой должно быть мягким, ненавязчивым.
-- Наблюдая за игрой ребенка, взрослый проявляет интерес к его действиям, поощряет их, радуется тому, как малыш хорошо играет.
-- Игровым смыслом следует наделять даже самые простые, манипулятивные действия малыша (если ребенок просто катает машинку, то можно попросить его покатать игрушку).
-- В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать условные действия с отсутствующим предметом. Хотя воображение детей раннего возраста находится пока еще у самых истоков развития, но даже в этом возрасте малыши способны понять, как можно угостить куклу «понарошку», поднося к ее рту лишь пустую щепотку.
-- Игровые действия взрослого могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослые просят покормить их, уложить спать и т. п.
-- Благоприятное влияние на формирование у детей интереса к игре, принятие ими воображаемых ситуаций оказывает включение игрушек в режимные моменты. Во время приема пищи взрослый может посадить на стульчик рядом с детьми собачку, сову или другую игрушку и она будет «кушать». Во время укладывания спать, сборов на прогулку и т. п. можно также организовать участие игрушек в этом процессе.
Ценность игрушки состоит в том, что она служит основным дидактическим материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного, художественно – эстетического развития детей раннего возраста. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, формировать верные представления об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.