Наталья Черкащенко
Советы старшего воспитателя «Учимся общению»
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящая статья раскрывает особенности работы по развитию связной диалогической речи и воспитанию культуры общения детей дошкольного возраста. В формировании культуры общения должно быть единство этического и речевого воспитания дошкольников. В статье приводятся задачи развития культурного общения детей 4-6 лет и методические рекомендации по их решению
Владение богатством русского литературного языка, умелое использование языковых средств в различных ситуациях общения определяет уровень речевой компетентности человека, является показателем его общей культуры.
Публикация «Советы старшего воспитателя „Учимся общению“» размещена в разделах
Речевое общение – это обмен информацией (текстами, в таком обмене участвуют, по крайней мере, двое – передающий и воспринимающий. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.
Обследования, проведенные в разных странах, показывают, что современный человек на чтение и письмо затрачивает 20% времени, а на слушание и говорение – 80%, поэтому воспитание культуры устной речи детей - дело особой социальной значимости.
Актуальность проблемы воспитания культуры общения определяется еще и тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребенка постоянно увеличивается, а эффективность таких взаимодействий зависит от умения правильно вести себя в различных ситуациях, владеть основами культуры речи. К сожалению, наше повседневное общение не отвечает качествам высокой культуры речи. В семье уделяется недостаточное внимание выработке вежливого общения.
В современных программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста задачи воспитания культуры общения только начинают ставиться и порой сводятся лишь к ознакомлению детей с так называемыми «вежливыми» словами. Часто данная проблема рассматривается исключительно в аспекте нравственного воспитания дошкольников.
На наш взгляд, необходимо объединить два направления в работе по воспитанию культуры общения : этический и собственно языковой.
В формировании коммуникативных умений дошкольников главным должно стать – ознакомление детей с выработанными обществом правилами культуры общения, формирование у ребенка умений ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера, оценивать его реализацию в общении, осознавать смысл и значение тех или иных правил этического поведения.
При определении содержания работы по воспитанию культуры общения мы исходили из того, что необходимыми условиями освоения детьми правил ведения диалогической речи и их актуализации в процессе общения являются : высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, умение составлять связное высказывание в соответствии с заданной темой, владение средствами выражения доброжелательности.
В полном объеме развитие коммуникативных компетенций реализуется в старшем дошкольном возрасте и опирается на ранее усвоенные детьми в младшей группе навыки элементарного культурного поведения.
Воспитание культуры общения происходит на занятиях по развитию речи, занятиях познавательного цикла, в играх-драматизациях, в ролевых играх по сюжетам этических ситуаций. Особую эффективность имеют игры-диалоги. Это особый вид сюжетно-ролевых игр, в которых сочетаются игровая ситуация, дидактическая задача, взаимодействие действующих лиц. Тематика игр-диалогов может быть различной: разговор по телефону, приглашение гостей, встреча гостей и т. п.
Определены задачи воспитания коммуникативных умений и культуры общения детей 4-6 лет.
Средняя группа
1. Воспитывать осознанное отношение к своему поведению.
2. Показать детям эффективность доброжелательного, культурного общения и поведения. Воспитывать желание быть добрым, отзывчивым, вежливым.
3. Привлекать детей к участию в коллективных беседах, разговорах. Учить слушать высказывания товарищей, поддерживать разговор, отвечать на вопросы кратко и развернуто.
4. Учить детей соблюдению элементарных правил поведения при общении : вести себя спокойно, не перебивать говорящего, не мешать окружающим.
5. Учить детей правильному обращению к взрослым и сверстникам, познакомить с разными вариантами обращений.
6. Познакомить с разнообразными формами приветствия, прощания, благодарности. Познакомить с историей возникновения некоторых форм: мужчина снимает перчатку, шляпу; женщина
приседает, склоняет голову в поклоне.
7. Учить детей владеть своим голосом, использовать разнообразные интонации в зависимости от содержания и ситуации общения.
В основе воспитания культуры общения в средней группе лежит система работы по развитию речи, направленная на комплексное решение речевых задач. На занятиях по развитию речи с детьми отрабатываются навыки разговорной речи, умения участвовать в коллективных беседах, отвечать на вопросы, строить монологические высказывания разных типов (описания, повествования, элементы рассуждения). Проводятся специальные упражнения лексического характера: «Назови ласково», «Скажи свое имя по-разному», упражнения на выработку разнообразной интонации. Поскольку в разговорной речи интонация играет несравненно большую роль в установлении контакта с собеседником, чем в монологе, проводятся упражнения типа: «Скажи фразу по-разному (удивленно, радостно, печально)», «Озвучь картинки», где дети произносят одну и ту же реплику в зависимости от ситуации с разной интонацией.
В средней группе проводятся разнообразные дидактические игры, игры-драматизации, в которых ребенок подводится к осознанию необходимости правильного речевого поведения («Магазин игрушек», «На выставке книг»). При ознакомлении с различными этикетными формулами – приветствия, прощания и т. п. – подчеркивается психологическое воздействие вежливого поведения на эмоциональное состояние человека. Детям задаются вопросы: Что вы почувствовали, когда поздоровались друг с другом? Как изменилось ваше настроение? Для чего люди говорят: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Добрый вечер»?
Кроме упражнений в использовании этикетного словаря и вежливой интонации в различных ситуациях общения детям среднего дошкольного возраста даются элементарные знания по теме «Общение», например: в чем смысл рукопожатия, почему мужчины в помещении снимают головной убор. Взрослый может объяснить, как сделать свою речь добрее, приветливее: «Для того чтобы людям было радостней, приятней, мы добавляем к приветствию слова, которые делают нашу речь более теплой и доброжелательной. Мы говорим: «Доброе утро, мамочка!», «Здравствуй, Оленька!»».
При чтении художественной литературы внимание детей обращается на целесообразность использования в тексте образных характеристик и языка персонажей, анализируются поступки героев, мотивы поступков, правильность поведения героев с точки зрения вежливости и культуры общения. Так после чтения рассказа Осеевой «Волшебное слово» детям задаются вопросы: С каким настроением мальчик пришел на скамейку? Как изменилось настроение героя, когда он вежливо поговорил с сестрой, бабушкой и братом?
В этой группе широко используется разнообразный наглядный материал: сюжетные картинки, иллюстрации к литературным произведениям, фотографии, игрушки, разные виды театров для разыгрывания этических ситуаций и последующего их анализа.
В старшей группе задачи воспитания культуры общения следующие :
1. Формировать навыки культурного общения с взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
2. Учить детей правильно вести себя во время разговора: смотреть на собеседника, разговаривать без крика, излишней жестикуляции.
3. Познакомить детей с отличительными особенностями диалогической и монологической речи.
4. Дать знания о правилах ведения речи во время контактного (беседа, разговор, спор) и дистантного (разговор по телефону) общения.
5. Учить детей придерживаться темы разговора, не отвлекаться от нее, логично завершать общение, делать выводы.
6. Продолжать учить участию в разговоре, беседе: внимательно слушать говорящего, вовремя реагировать на реплики собеседника, дополнять, исправлять говорящего.
7. Формировать умение выбирать нужный стиль общения, употреблять выражения речевого этикета в зависимости от ситуации общения.
8. Познакомить детей с невербальными средствами общения (интонация, жесты, мимика).
9. Познакомить с разнообразными формами знакомства, извинения в зависимости от адресата и ситуации общения.
10. Учить пониманию и различению слов-синонимов: вежливый, воспитанный, учтивый, любезный, тактичный, деликатный, обходительный; бестактный, невежа, дерзкий, неучтивый, некультурный.
11. Познакомить детей с этимологией некоторых этикетных средств: «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».
12. Познакомить с правилами составления писем, формировать навыки грамотного письменного общения.
В старшей группе на познавательных занятиях и занятиях по развитию речи внимание детей привлекается к пониманию необходимости культурного речевого общения, ознакомлению их с миром «волшебных слов». С этой целью проводятся этические беседы «О вежливости», «О культуре поведения», «О скромности».
В самом начале года проводятся занятия по обучению детей употреблению различных обращений в зависимости от ситуации общения. Создается ситуация знакомства с новым персонажем. Знакомство начинается с фразы «Как тебя зовут?». Воспитатель спрашивает, как же можно называть людей? Вспомните, как вас называет мама? Затем предлагает игру «Назови ласково», где дети упражняются в образовании ласковых форм своего имени. Побеждает тот, кто больше наберет имен (Оля, Оленька, Олюша, Ольгуня, Леля). Кроме того, хорошо обсудить с детьми, что означают их имена: Света – похоже на «свет», «светлая»; Людмила – «милая», «людям милая».
Затем детям даются знания о других формах обращения к не очень знакомым и совсем незнакомым людям:
-Как к вам обращаются друзья во дворе, вашей группе?
-В разных ситуациях к вам обращаются по-разному: ласково – Светочка, обычно – Света, обидно – Светка. По тому, как к нам обращаются (как нас называют, можно понять, как к нам относятся.
-Как мы обратимся к совсем незнакомым людям – библиотекарю, продавцу, прохожему? Нужно ли его как-то называть?
Для упражнения разыгрываются соответствующие ситуации:
1. Транспорт. Спросите, выходит ли на следующей остановке впереди стоящий мужчина?
2. Магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже мороженое?
3. На улице. Обратитесь к прохожему, чтобы узнать, где находится детская библиотека?
4. Библиотека. Попросите библиотекаря подобрать нужную книгу.
В старшей группе проводится целый цикл познавательных занятий, где детей знакомят с историей возникновения этикета, правил культурного речевого поведения: «Повелось так с давних лет», «Ты и твое имя», «Что означают жесты».
В старшем дошкольном возрасте более системно проводится работа по вербализации эмоциональных состояний дошкольниками.
-Какими словами можно передать состояние радости? (Веселый, радостный; смеяться, хохотать, хлопать в ладоши).
-А как другими словами можно сказать про радостного человека? (счастливый, летящий, «на седьмом небе от счастья»).
Воспитатель делает вывод : «Люди радуются, если к ним относятся по-доброму, уважают их». Интересно проходит игра – соревнование: кто сердечнее, теплее произнесет слова приветствия, или кто подберет больше теплых, сердечных слов.
-Когда человек огорчен, обижен, ему трудно справиться с плохим настроением, но есть слова, которые помогают утешить, успокоить. Недаром говорят: «Доброе слово лечит, а худое калечит».
После выведения некоторой формулы или правила общения всегда следует закреплять ее, разыгрывая соответствующие ситуации: Как утешила Курочка Ряба деда и бабу; мальчик потерял любимую игрушку – успокой, развесели его и т. п.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой проводится анализ литературных произведений нравственной тематики с последующим разговором об их содержании и форме. У детей развиваются умения понимать основную идею, осознавать и оценивать поступки героев. Параллельно проводится работа над формированием умения структурно выстраивать связные высказывания, используя нормы вежливого общения персонажей.
Особое внимание уделяется созданию специальных ситуаций, в которых дети учатся вести диалог с взрослым и сверстником, упражняться в составлении писем. При этом у детей формируется умение выбирать нужный стиль общения, употреблять языковые средства в зависимости от ситуации, от социального статуса, возраста и степени знакомости собеседника.
Широко используется прием поручений: «Узнай у повара меню», «Попроси у музыкального руководителя металлофон» и пр.
В подготовительной к школе группе задачи усложняются:
1. Продолжать знакомить детей с основными правилами этичного поведения. Формировать у детей понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила этичного поведения. Воспитывать чувство ответственности за свое поведение, умение оценивать его и корректировать в зависимости от ситуации.
2. Познакомить с национальной спецификой речевого этикета.
3. Познакомить с нормами этикетного поведения в разных ситуациях: за столом, в гостях, в транспорте, магазине, театре, разнообразными вариантами комплиментов.
4. Продолжать знакомить с невербальными средствами этикетного общения : дистанция во время разговора, улыбка, мимика.
5. Формировать умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно, учить слушать свою речь, контролировать ее нормативность.
6. Учить использовать в диалогах, спорах элементы рассуждения, воспитывать умение аргументировать свою точку зрения, умение убеждать других.
7. Формировать умение слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником, формулировать в ответ собственное суждение, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон общения.
8. Учить детей передавать свои мысли в ситуации письма.
9. Познакомить с правилами общения по телефону, учить вежливо вести телефонный разговор.
Детей продолжают знакомить с правилами речевого этикета, совершенствуют навыки всех сторон речи. На занятиях по развитию речи дети выполняют упражнения на подбор определений, синонимов, антонимов (вежливый, воспитанный, учтивый, любезный; вежливый - не вежливый, грубый и т. п.)
Дети учатся толковать и правильно понимать переносный смысл пословиц и поговорок. Дошкольникам предлагается составить короткий рассказ на тему пословиц: «Приветливое слово гнев побеждает», «Доброе слово сказать – посошок в руки дать», «Видна птица по полету, а человек – по речам», «Ласковое слово, что весенний день» и т. п. Такие задания развивают умения строить разнообразные синтаксические конструкции, углубляют понимание обобщенного значения пословиц и делают речь детей образной.
В этой группе продолжается использование разнообразных ситуаций, в которых дети самостоятельно выбирают речевую форму общения : «В гостях», «В театре», «В транспорте» и др.
Особое внимание уделяется осознанию детьми эффективности и места использования в разговоре невербальных средств общения : мимики, жестов. С этой целью проводятся упражнения, направленные на распознание эмоциональных состояний, выраженных с помощью пиктограмм, схематично изображающих эмоциональные состояния – радость, удивление, грусть, стыд, страх. Ребенок должен определить эмоцию, назвать ее, изобразить на лице. Предлагается дорисовать незаконченные пиктограммы. Детям в подготовительной группе можно дать определение невербальным средствам: «Движения рук, пальцев называют жестами, а выражение лица – доброе, удивительное, злое – мимикой. Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собою даже целые слова».
В подготовительной группе дети учатся выражать словом свои чувства, настроение, объясняют этимологию и значение этикетных слов (здравствуй, извините, благодарю, спасибо, подбирают разнообразные варианты слов-приветствий, прощания, благодарности, извинения, обращения и т. д. Воспитатель обращает внимание на звучание слова: «Произнесите слово «благодарю» медленно. Из каких частей оно состоит? Значит «благодарю – это дарю благо, добро».
Новым является знакомство детей с правилами общения по телефону. Обычно в разговоре по телефону ребенок не проявляет речевой активности, его поведение односторонне: он произносит лишь ответные реплики. Приступая к обучению детей общению по телефону, сначала следует поработать над произносительной стороной речи (дикция, интонация, затем обогатить речь этикетными формулами, обучить детей умелому их использованию на практике.
Правила поведения во время телефонного разговора не сообщается в готовом виде, а выводятся коллективно в ходе анализа литературных произведений (Н. Носов «Телефон», К. Чуковский «Телефон», В. Голявкин «Разговор по телефону»).
После определенных правил обязательно проводится обыгрывание соответствующих ситуаций: разговор с другом, звонок маме на работу, звонок в поликлинику, пожарную часть; вы ошиблись номером; кто-то ошибся и звонит вам и т. п.
В подготовительной группе проводятся обобщающие занятия, где дети упражняются в использовании усвоенных правил ведения речи. Для этого организуются диалоги, коммуникативные ситуации для активного продуктивного общения. Это работа детей в парах. Самое главное, чтобы это общение было мотивировано, основано на знакомой детям теме. Интересны занятия, построенные на интервьюировании, в форме репортажа. Дошкольники могут собирать материал для «Лесной газеты», и брать интервью у обитателей леса. Редактор определяет объем информации: «Выяснить повадки животного, чем он питается, как защищается от врагов», а дети сами формулируют вопросы, ведут беседу, упражняются в правильном обращении, употреблении разнообразных выражений приветствия, прощания, благодарности.
Старшие дошкольники могут интервьюировать представителей знакомой им профессии (учитель, строитель, библиотекарь). Все роли выполняют сами дети. После сбора материала детям нужно надиктовать текст для газеты. Здесь ребенок вынужден перестраивать свою речь, делать ее более связной, логичной, грамотной.
Интересны ситуации «Выполни задание по инструкции». Здесь один ребенок выступает в роли заказчика какой-либо конструкции, чертежа, рисунка, а другой исполняет заказ, следуя указаниям. При этом если исполнителю что-либо непонятно, он задает вопросы, уточняет детали.
Таким образом, дети осознают отличительные особенности диалогической и монологической речи, речи устной и письменной.