Светлана Федотова
Советы родителям по развитию мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали фантастически популярны в наши дни?
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5–10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Публикация «Советы родителям по развитию мелкой моторики у детей» размещена в разделах
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности-руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой вероятностью можно заключить, что если с речью не все в порядке, это проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме – это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача – значит и ваш ребенок не исключение.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой нагрузки, приходится удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.
Задача педагогов и психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся сложными, не забывать хвалить ребенка. Игры на развитие мелкой моторики, можно использовать как в детском саду, так и дома.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыках самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Если ребенка не увлекают развивающие пособия ему можно предложить настоящие дела. Вот упражнения, в которых он может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя важным, нужным и почти взрослым:
• Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины и другие фрукты.
• Разбирать грецкие орехи, очищать фисташки.
• Помочь собрать с пола пуговицы, которые рассыпала мама.
• Помочь лепить из теста.
• Открывать ключом замочки.
• Самостоятельно обуваться, одеваться.
• Помогать сматывать нитки в клубочки.
• Начищать свою обувь губкой.
• Попробовать откручивать различные пробки.
• Рвать и мять бумагу.
• Вытирать пыль.
• Включать и выключать свет.
• Перелистывать страницы книги.
Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но обычно в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие навыки не облегчат многим взрослым жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком. Достоинством этих игр является то, что для их применения не требуется специальных игрушек, пособий и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д. Возьмите поднос, рассыпьте равномерным слоем любую мелкую крупу. Попробуйте вместе с ребенком провести пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Сначала нарисуйте хаотичные линии, а затем попробуйте предметы (забор, дождик, волны и т. д.)
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать это самостоятельно. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Можно предложить ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает и вместе с вами приговаривает:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
Возьмите пельменницу. Ее поверхность похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами
«Пальцы, как пчелы, летают над сотами
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?»
Берем две пробки от пластиковых бутылок, кладем резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах» :
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
Ребенку можно предложить построить колодец из спичек, палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики.
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться скажу тебе: «Кыш!».
Берем веревку и завязываем на ней 12 узелков. Ребенок, перебирая узелки, называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусинок, пуговиц и т. д.
Натягиваем бельевую веревку и просим ребенка помочь развесить белье.
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку»
Попросите ребенка собрать в кулачек лист бумаги или полиэтиленовый пакет так, чтобы он спрятался весь.
Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.
Пальчиковый игротренинг является эффективным для детей с различными нарушениями речи. На результативность использования пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например, «Прогулка в лес». Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы, да еще в движении, как «улитка ползет», «бабочка летает», «трава колышется от ветра», «прилетает птица, кормит их» и т. д.
Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности. Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.