Татьяна Фролова
Советы родителям «Игра в жизни Вашего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра в жизни вашего ребенка»
Проанализируйте, из чего сложилось игровое хозяйство вашего ребенка.
-Все ли имеющиеся игрушки отвечают возрастным возможностям и индивидуальным особенностям, интересам ребенка?
- Что, по вашему мнению, следовало бы изменить?
-Какова педагогическая ценность приобретаемых вами игрушек?
-Все ли они используются в играх ребенка?
-В какие из них он не играет, понаблюдайте и выясните - почему?
Публикация «Советы родителям „Игра в жизни Вашего ребенка“» размещена в разделах
-Проанализируйте, чем вы руководствуетесь, покупая игрушки?
-Всегда ли ваша покупка педагогически оправдана?
-Как часто ребенок в вашей семье получает игрушки, каков мотив их приобретения?
-Как вы приучаете беречь их?
-Как вы влияете на самостоятельные игры сына, дочери, на его игры с товарищами, братом, сестрой?
-Проследите, во что играют дети. Отметьте взаимоотношения между ними, поведение своего ребенка в роли и в естественных отношениях с приятелем, старшим братом, сестрой.
***
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.
П. Ф. Каптерев
***
Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям, определят ценность данной личности.
Е. А. Аркин.
***
Детям следует приобрести игрушки различных типов: сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта, моторные (различные каталки, коляски, спортивные игрушки, конструкторы (деревянные объемные геометрические фигуры, дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольные печатные игры, мозаики и т. д., игрушки - забавы, наполовину готовые игрушки, которые ребенок может доделать сам.
***
Покупка игрушек должна зависеть не от семейного бюджета, а от педагогической ценности игрушки. Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские игры, оно отвлекает внимание дошкольника, мешает ему сосредоточиться на игровом замысле.
***
Для нравственного воспитания дошкольников особенно важны сюжетные игрушки: куклы, медведи и другие животные, Чебурашка, Буратино и др. У вас не должно быть игрушек специально для мальчиков и девочек. Всем детям в равной степени нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Если сын не приучен с раннего возраста играть сюжетными игрушками, купите ему куклу в образе мальчика, космонавта или моряка, а дочери - техническую игрушку. Найдите удобное место для игр малыша, найдите время, чтобы поиграть с ним. Вовлекаясь в детскую игру, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать своему сыну, дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.
***
От взрослых зависит, как ребенок обращается с игрушками в виде сюжетов; являются ли они друзьями, партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен. Участие взрослых в игре и их отношение к кукле, медведю является примером поведения и отношения ребенка к ним. У сына или дочери должна быть любимая фигурная игрушка (мишка, обезьянка, кукла, Чебурашка, с которой он гуляет и играет. С такой игрушкой вы сможете участвовать вместе со своим ребенком в просмотре мультфильмов, чтении книг, прогулках. В играх с детьми устанавливайте правила обращения ребенка с фигурными игрушками. У нее должно быть место, имя, она должна находиться в определенном положении (сидя, стоя, лежа). Научите малыша бережно относиться к игрушкам: не бросайте их, не держите за волосы, за ноги.
***
Учите детей порядку и бережливости. Хорошо иметь открытые полки для хранения игрушек, еще лучше - отдельную игровую зону. Книги, пластилин, карандаши, раскраски - это не игрушки. Выделите им специальное место для занятий с ребенком дома. Эти учебники развивают мышление детей, приучают их к систематическим занятиям, усидчивому труду.
***
Купив новую игрушку, покажите ребенку, как с ней играть, расскажите ему, как использовать ее в сочетании с другими игрушками, покажите различные варианты игры с ней. Например, устройте комнату для куклы, "пригласите" все игрушки на "вечеринку по случаю дня рождения". Поиграйте со своим ребенком, пригласите сверстников или детей, близких по возрасту, если это возможно. Помогите им распределить игровые роли, составьте простой игровой сюжет, следите за взаимоотношениями детей, обучайте их правилам общения. Еще лучше, если кто-то из родителей поиграет с детьми. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Игры взрослых с ребенком помогают понять его духовные интересы, запросы, потребности, лучше изучить характер развивающейся личности дошкольника.