Гришаева Нина Ивановна
Советы логопеда родителям дошкольников
Советы логопеда родителям дошкольников.
Подготовила Гришаева Нина Ивановна, учитель-логопед.
Дети, имеющие проблемы с речью, часто становятся замкнутыми, раздражительными, неуверенными в себе, тормозится их общее развитие, возникают проблемы в обучении, нарушения психики. Очень важно вовремя заметить нарушения речи. Если не начать исправлять их в первые три года жизни реб нка, с течением времени добиться успеха будет гораздо сложнее. Основными нарушениями речи дошкольников является дислалия - нарушение звукопроизношения - замена звуков, их искажение, пропуск, перестановка слогов, неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов, небрежность произношения, нарушения ритма и темпа речи, заикание. Если эти дефекты не проходят у детей в возрасте 3,5–4 лет, необходимо обратиться к логопеду, который разработает программу занятий с уч том индивидуальных особенностей ребенка. Со многими проблемами невозможно справиться без помощи специалиста, владеющего определ нными методиками, но работа по коррекции произносительных навыков должна продолжаться и дома.
Публикация «Советы логопеда родителям дошкольников» размещена в разделах
Логопед советует
Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно переж вывание• грубой пищи, полоскание рта, надувание щ к, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т. д.
Разговаривать с реб нком только на правильном русском языке, ни в коем• случае не использовать "детский язык". Каждый день читать ребенку короткие стихи и сказки.
• Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять
• желание и задавать. Говорить ч тко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней• слова местами. Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Е цель –
• заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом. Не перегружать реб нка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20
• минут. Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
• При заикании хорошие результаты дают музыкальные занятия,
• способствующие развитию речевого дыхания, темпа и ритма. Занятия с малышом не должны быть скучным уроком, необходимо постараться превратить их в увлекательную игру, создать спокойную, доброжелательную атмосферу, настроить реб нка на положительный результат, чаще хвалить его
Памятка для родителей.
Уважаемые родители! Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально или в подгруппе, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому обучающему, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом. Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях.
При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:
1. Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т. е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3. Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий, бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т. п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха