Киселева Н В
Совершенствование методов обучения и продуктивного использования новых образовательных технологий
Опираясь на нормативные документы, мною ежегодно разрабатывается и успешно реализуется рабочая программа (приказ № от ---, которая обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому развитию. Цель программы: создание условий для развития личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и общении с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Публикация «Совершенствование методов обучения и продуктивного использования новых образовательных технологий» размещена в разделах
При разработке планирования включается совокупность образовательных областей, в которых сочетаются следующие функции: воспитательная, образовательная, развивающая, социализирующая и оздоровительно-профилактическая. Реализацию поставленных в программе задач решаю через грамотно организованную деятельность с детьми, с применением разнообразных форм, методов, средств обучения, мультимедийных презентаций, общественно признанных авторских методик и современных образовательных технологий с учетом интересов детей. Формы организации детской деятельности, применяемые мной, являются специфическими для детей дошкольного возраста (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, труд, конструирование, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности).
Виды деятельности
Игровая Самостоятельные: сюжетно - отобразительная; сюжетно-ролевая игра; режиссёрская постановка; театрализованная импровизация;
Обучающие: дидактические с сюжетным рисунком; игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности; дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Для смены деятельности: развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные; народные игры и фольклорные традиции
Коммуникативная Один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Познавательно - исследовательская Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними
Самообслуживание и бытовой труд Формирование представлений о самом себе, культурно-гигиенических, личностных навыков, стремления к самостоятельности
Конструирование Продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов, сооружают постройки, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.
Изобразительная Развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения, способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики.
Музыкальная деятельность Активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.
В своей работе использую наиболее эффективные методы и приемы организации детей, которые позволяют максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создаю ситуации успеха. Созданные мною условия для самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников.
При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская, который позволяет ставить во главу угла личность ребенка, её самобытность, самоценность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Использую разнообразные формы организации детей:
• индивидуальные — обучаю одного ребенка (коррекционная работа);
• групповые — одновременно обучаю группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям;
• коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми;
• самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающейся среде).
Необходимым условием для развития инициативного поведения у детей является воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения. Мною организована работа по поддержке детской инициативности.
Работа организована следующим образом:
• В НОД включены разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы.
• Образовательная деятельность в режиме дня организована таким образом, чтобы ребенок мог проявить собственную инициативу, определяя каким способом решить дидактическую задачу. С этой целью использую досуговые, подвижные, театрализованные игры, игры с правилами.
• Организована педагогическая поддержка самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, что влияет на развитие коммуникативной детской инициативности.
• Придерживаюсь принципа партнерской позиции, создаю ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений.
В результате у детей проявляется чувство радости и гордости от успешных инициативных действий, что способствует развитию у детей познавательной инициативы, любознательности;
Активно использую групповой сбор как одну из наиболее эффективных форм работы по поддержке детской инициативности. При использовании этой формы работы инициатива принадлежит детям, я выступаю в роли организатора, поддерживающего идеи детей.
Создаю условия и выделяю время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей.
В своей работе реализую следующие современные образовательные технологии:
• «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» под ред. Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Князевой О.
• Метод проектов: все проекты разрабатываются в тесном сотрудничестве с педагогами, родителями и воспитанниками группы.
• Применяю интеграцию, как дидактический принцип, позволяющий объединять разные части образования в единую систему.
• Информационно-компьютерные технологии позволяют мне более качественно проводить воспитательно-образовательный процесс, использовать материалы Интернет-ресурсов, выходить на более высокий профессиональный уровень.
• Использование игровых технологий позволяют мне создавать условия, при которых дети могут саморазвиваться.
• Использую разнообразные типы занятий: комбинированные (в основном с детьми младшего дошкольного возраста, комплексные (на этапе освоения нового содержания, интегрированные (на этапе обобщения и закрепления).
Применение информации накопленной в портфолио детей позволяет мне наиболее полно увидеть интересы и возможности каждого ребенка, изменить стиль взаимодействия с семьями воспитанников: родители стали моими партнерами в изучении ребенка. Использование методики портфолио, разработанного авторским коллективом кафедры Методики дошкольного воспитания ПКИПКРО им. Е. М. Фадеева позволило мне собирать, систематизировать информацию о каждом ребенке, фиксировать индивидуальные, неповторимые, субъектные проявления детей.