Ощепкова Татьяна
Сотрудничество педагогов в формировании основ мировосприятия у детей-инвалидов и детей с ОВЗ
▼ Скачать
Сотрудничество педагогов в формировании основ мировосприятия у детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В России, как и во всем мире, наблюдается общая тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашей стране за последнее десятилетие частота детской инвалидности увеличилась в два раза. Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в ДОУ-сравнительно новый подход для российского образования, требующий системной подготовки и переподготовки педагогов, способных компетентно осуществлять образовательный процесс.
Публикация «Сотрудничество педагогов в формировании основ мировосприятия у детей-инвалидов и детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Анализ посещаемости детей-инвалидов
и детей с ОВЗ МДОАУ ДС «Золушка» за три года.
Категория детей 2018-2019уч. г. 2019-2020уч. г. 2020-2021уч. г.
Дети-инвалиды 10 15 18
Дети ОВЗ 45 54 58
В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение. Ведущую роль в организации помощи детям с ОВЗ играет деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее ПМПк).
В работу с детьми – инвалидами включены учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники.
На первом заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования детей –инвалидов, вырабатывается коллегиальное заключение для принятия решения о виде коррекционной работе и ее направлениях, уточняется индивидуальный образовательно-коррекционный маршрут, заполняются дневники сопровождения.
В детском саду созданы специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети включены в различные формы обучения и воспитания: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные коррекционные занятия. Причем жестких нормативов по комплектованию подгрупп не существует. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. При организации занятий учитываются зрительные возможности детей с ОВЗ. Дидактический материал (пособия, игры, картинки, игрушки) адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушением зрения.
Предметно-развивающая среда –это система материальных обьектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Педагоги детского сада уделяют большое внимание изменению и улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда обеспечивает возможность педагогов эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, способствует развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности широко используется специальное оборудование: мягкие модули, сухой бассейн, песочница, световые приборы, пособия для развития мелкой и общей моторики, тактильного, зрительного и слухового восприятия.
Коллективом педагогов разработаны методические пособия по использованию сенсорного оборудования, составлен график индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в сенсорной комнате.
Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение самостоятельной познавательной активности ребенка.
Для этого в образовательную программу детского сада включены дополнительные развивавающие программы:
1.«Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста под ред. О. В Дыбиной
2. Программа Рыжовой И. А. по экологическому воспитанию
3.«Я-Ты-Мы» О. Л. Князевой по социально-эмоциональному развитию детей
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксивой. — М. : Издательство «Экзамен», 2003
5. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» – Чиркина Г. В, М, Просвещение, 2009. Рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
6.«Коррекция нарушений речи» Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей - Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова. Москва «Просвещение» 2008
На основе программы С. Арюковой, Л. Пушкинской «Другие мы» педагогом психологом Гоморовой Л. А. разработана коррекционно-развивающая программа «Особый ребенок», предназначенная для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Целью данной программы является формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми. Задачи:1)Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы 2) Повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений 3) Развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития ребенка. Во время проведения коррекционных занятий дети с удовольствием выполняют разного рода задания и упражнения. Ребенок с очень сложным дефектом может механически собрать пирамидку из трех колец, построить башню из четырех кубиков, вставить в панно мозаики 2-3 элемента. Используя прием «рука в руке» проводить линии карандашом, разминать пластелин, приклеивать простые фигуры. Логопедическая работа учителя-логопеда Кислицыной Н. В. проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Подгруппы комплектуются с учетом речевого и зрительного нарушения детей, этапа коррекционной работы. Задачи коррекционной работы:1) Общее речевое развитие дошкольников, 2) Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, 3)Успешная социализация детей.
В состав логопункта вошли 28 детей старшего дошкольного возраста с нормой и с нарушением зрения, в том числе:
№ п/п Нарушение зрения Количество,
(%)
1 Сходящее косоглазие 1 (7 %)
2 Расходящее косоглазие 1 (7 %)
3 Гиперметропия 4 (32 %)
4 Астигматизм 4 (32 %)
5 Спазм аккомодации 1 (7 %)
6 Норма 2 (15 %)
Из них:
№ п/п Логопедическое
заключение Количество,
(%)
1 ОНР III с дизартрич. комп. 3 (23 %)
2 ФФНР 8 (63 %)
3 ФФНР с дизартрич. комп. 1 (7 %)
4 ФНР 1 (7 %)
Диагностика речевого развития
детей старшего дошкольного возраста, посещавших логопункт:
Уровни Начало года Конец года
Высокий - 5 (50 %)
Средний 8 (80 %) 5 (50 %)
Низкий 2 (20 %) -
Учитель-дефектолог ОщепковаТ. В проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия. Основные направления коррекционно-развивающей работы: 1) Сенсорное и сенсомоторное развитие, 2)Формирование пространственно временных отношений, 3) Умственное развитие, 4) Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Инструктор по физкультуре Побудилина М. А. использует такие виды здоровьесберегающих технологий, как стретчинг, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по системе йоги и А. Н. Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, релаксация. Также применяет технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время непосредственно образовательной деятельности осуществляет за счет:
• дозирования индивидуальной физической нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения, показа и др;
• введение специальных видов помощи, а именно: зрительный ориентир, звуковые сигналы, схемы-карты.
Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребенка к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыкальное воспитание направлено на развитие и коррекцию психических процессов, сенсорных функций, речевой деятельности, развитие основных движений. Эта работа проводится музыкальным руководителем ВарваринойН. Г. Педагоги групп привлекают «особых детей» к театрализованной деятельности. Эта работа проводится совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Дети участвовали в праздниках где исполняли роль факира, фокусника, силача и др. В спортивных развлечениях наряду со всеми детьми участвовали в перестроениях, играх, эстафетах, что давало возможность почувствовать свою успешность и оценить свои силы. Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Воспитатели Плутова Н. А, Пархоменко Л. А., Полторанина С. В. знакомят детей с природой, сменой времен года через экспериментальную деятельность. Развивая познавательную сферу дошкольника, педагоги учитывают специфику мировосприятия ребёнка. В группах дети с удовольствием играют с водой, песком, магнитами, делая при этом простейшие опыты, позволяющие судить о свойствах этих объектов, работают с моделями. В соответствии с возрастом во всех группах воспитатели включают в режим дня уход за растениями, их выращивание. Такая планомерная работа способствует расширению детского кругозора, формированию общей и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать с природным и социальным окружением. Педагоги Фисюкова Е. П., Маковеева Т. В., Шульц И. Е., Ляшкова Е. В., Федосова М. А предоставляют «особым» детям возможность к проявлению творчества. В течение года воспитатели проводили выставки, вернисажи, такие как «Осенние дары», «Поделки из бросового материала», «Сказочный мир», «Новогодние игрушки», «Подарки мамам», где также участвовали дети-инвалиды. Конечно, таким детям нужно гораздо больше времени в выполнении той или иной поделки, но гордость за выполненную работу тоже очень велика. В работе с детьми по профилактике детского дорожного травматизма воспитателями Шульц И. Е., Ляшковой Е. В. проводились праздники и досуги такие как: «Школа пешеходных наук», «Для чего нужны дорожные знаки», «Бездельник светофор» (по произведениям С. Я. Маршака) и др. В результате такой работы дети познакомились с правилами дорожной безопасности, с правилами поведения в сложных ситуациях дома и на улице.
В ДОУ №7 «Золушка» в апреле 2018 г создана группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. Возраст детей от 4 до 7 лет. Дети, поступившие в группу,совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и физическому развитию, это дети-инвалиды, порой с очень сложными дефектами в развитии. В ходе педагогической деятельности одной из главных задач педагогов группы и специалистов является включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательной, музыкальной, вовлечение детей в массовые мероприятия проводимые в образовательном учреждении. Задача социализации детей-инвалидов является одной из важных в деятельности данной коррекционной группы. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми-инвалидами с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей.
В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами педагоги ДОУ используют такие психолого-педагогические методики, как предметная, пигментная (изобразительная, телевизионная.
Предметная методика развивает зрительные представления ребенка о предметах внешнего и способах действий с ними. Используются: натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по значимым признакам, моделирование (по образцу, по памяти, по словесному описанию, по представлению). Это создает условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственный представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности.
Пигментная (изобразительная) методика используется для развития простых и сложных форм зрительного восприятия. Применяются: черно-белые и цветные, контурные, силуэтные и заполненные, предметные и сюжетные изображения. Детям предлагается найти рисунок по словесному описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-нелепицах. Дети обводят контур трафаретного рисунка через копирку, затем сравнивают трафарет и контур, с помощью педагога находят неточности. В других заданиях ребенок должен дорисовать контурное изображение, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.
Телевизионная методика предполагает использование компьютерной техники. Специальная программа, введенная в компьютер, может менять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений. Режим их предъявления – статический или динамический, освещенность перцептивного поля – все эти параметры подбираются индивидуально, что обеспечивает соблюдение условий охраны зрения.
Также в формировании основ мировосприятии педагоги широко используют презентации по теме занятия, презентации физкультминуток. Данные презентации способствуют концентрации внимании, умению анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в памяти детали сюжета, повышают интерес и мотивацию к познавательной деятельности.
Условиями успешного взаимодействия педагогов являются :
- тесная взаимосвязь педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре возможно при условии совместного планирования работы (выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач);
- совместное обсуждение для составления планов фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;
- совместное планирование реализации образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.
- одновременное решение коррекционно-образовательных задач учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем и другими специалистами.
Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.
Педагоги организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместную деятельность детей и родителей.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, участниками обозначены следующие проблемы:
В учреждении, где практикуется инклюзивное совместное обучение, помимо воспитателей нужны специалисты: дефектологи; педагоги, имеющие соответствующее образование. Они всегда смогут подключиться и оказать индивидуальную помощь ребенку с ОВЗ, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, который работает с группой.
Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, посещающие наш д/с, как аутизм, умственная отсталость. Интеграция таких детей происходит лишь при совместных мероприятиях — прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в образовательном процессе. Таким детям показана только индивидуальная образовательная деятельность. Очень важно, чтобы образовательном учреждении при наличии таких детей присутствовали специальные работники (тьютеры).
Педагоги могут и готовы выполнять поставленные перед ними задачи в области инклюзивного образования. Но при этом, чтобы и они не испытывали излишней эмоциональной и физической нагрузки в течение дня, работая с детьми с особыми образовательными потребностями, необходимо комплектация группы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами ДОУ.