Юлия Анисимова
Сотрудничество детского сада и библиотеки
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – важная и ответственная пора в жизни ребенка, т. к. в это время закладываются основы формирования его личности. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Яркими, живыми образами воздействует она на чувства, показывает, что хорошо, а что плохо, заставляет сочувствовать отважным, самоотверженным героям, ненавидеть жадных и злых.
Публикация «Сотрудничество детского сада и библиотеки» размещена в разделах
Но любовь к книге, умение использовать полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В период, когда дошкольник еще только слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного, эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача взрослых.
Мы считаем, что воспитатели совместно с работниками детской библиотеки должны строить работу так, чтобы для каждого ребенка книги стали верными друзьями, а библиотека – местом радостных встреч с ними.
Формы работы с книгой разнообразны: это чтение, рассказывание, беседы о прочитанном, театрализация и др. По нашему мнению, одной из наиболее интересных и эффективных форм работы по приобщению дошкольников к художественной литературе, является систематическое посещение детской библиотеки.
Сотрудничество с детской библиотекой строится следующим образом: в начале учебного года мы совместно с сотрудниками библиотеки обсуждаем перспективный план работы на год (на слайде представлен план работы с детьми средней группы). Мероприятия планируются один-два раза в месяц. Тематика их разнообразна и согласуется с планом учебно-воспитательной работы группы.
Во время первой обзорной экскурсия по библиотеке дети узнают, что библиотека это «книжкин дом», посещая, который необходимо соблюдать определенные правила поведения (слайд). В дальнейшем дети знакомятся с историей появления книги, с правилами обращения с ней, с трудом людей, создающих детские книжки и т. д. (слайд)
Наши занятия мы готовим вместе с сотрудниками библиотеки. Педагогами ДОУ проводится предварительная работа. В соответствии с предстоящей встречей проводится цикл занятий, в ходе которых дети получают определенные знания по теме, рисуют, лепят, разучивают стихи, песни и т. д.
Все мероприятия проводятся в занимательной форме: детей встречают литературные герои, такие как Незнайка, бабушка Загадушка, озорной Снеговик и т. д. (слайд фото) Всегда к нашему приходу оформляются выставки, для которых отбираются яркие, красочные, хорошо оформленные книги, доступные восприятию детей дошкольного возраста. Каждый ребенок имеет возможность посмотреть любую понравившуюся книжку (слайд фото).
В библиотеке дети не только слушатели и зрители, а активные участники: читают стихи, поют песни, отгадывают загадки, участвуют в конкурсах, играх, викторинах (слайд фото).
В течение учебного года мы приглашаем на родительские собрания сотрудников библиотеки, которые знакомят родителей с лучшими образцами классической и современной детской литературы, с кругом детского чтения в соответствии с возрастом детей, с новинками детской литературы, рассказывают о том, как пробудить в ребенке читателя (слайд фото).
Посещать детскую библиотеку, мы начинаем с детьми средней группы, в старшей группе, с согласия родителей, записываем детей на абонемент, а в группу к малышам (от 1.5 - 3 лет) сотрудники библиотеки с большим удовольствием приходят сами.
В подготовительной группе мы проводим дополнительное посещение библиотеки с целью обмена книг (слайд фото).
Выбранные детьми произведения мы читаем в свободное время, обсуждаем их, рассматриваем иллюстрации. Свои впечатления от прочитанного дети отражают в художественно-творческой деятельности. Герои книг оживают в рисунках и поделках, а в старых, знакомых сказках появляются новые герои и с ними происходят удивительные приключения. Выставки детских работ мы проводим в ДОУ и в библиотеке, а придуманные детьми рассказы и сказки оформляем в книжки-самоделки.
Таким образом, мы считаем, что взаимодействие ДОУ и библиотеки способствует воспитанию у детей интереса и любви к книге, стремлению к общению с ней, умению воспринимать литературное произведение во всем его богатстве.
Наш опыт по литературному развитию дошкольников дает ощутимые результаты: выпускники ДОУ становятся постоянными читателями детской библиотеки, интерес к книге, вызывает у детей желание научиться раньше читать, педагоги школы отмечают высокий уровень подготовки детей к обучению.