Светлана Худякова
Сохранения и укрепления здоровья дошкольников средствами танцевально-игровой гимнастики
▼ Скачать
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Публикация «Сохранения и укрепления здоровья дошкольников средствами танцевально-игровой гимнастики» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Актуальность выбранной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Поэтому внедрение нетрадиционных оздоровительных средств физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, танца для меня стала первоочередной и своевременной задачей.
Я, считаю, что использование альтернативных (нетрадиционных) форм работы с детьми по физвоспитанию обеспечит повышение интереса к физкультуре и улучшению здоровья. И таковой является танцевально-игровая гимнастика.
По этому мною была выбрана тема углубленной работы «Сохранение и укрепление здоровья детей через танцевально-игровую гимнастику».
В ходе своей работы я провела анализ педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей, и пришла к выводу, что у детей потребность в движении реализуется не полностью, самостоятельная двигательная активность практически отсутствует, имеет место низкое качество двигательных умений и навыков. Опираясь на этот аспект, я наметила план деятельности и поставила перед собой цель.
Цель:
Обеспечение положительной динамики сохранения и укрепления здоровья дошкольников средствами танцевально-игровой гимнастики.
1. Укрепление здоровья : формирование правильной осанки, развитие опорно – двигательного аппарата, профилактика плоскостопия, совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников : развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно – силовые качества, координационные способности; содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, развивать ручную умелость и мелкую моторику;
3. Развитие творческих и созидательных способностей: развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор, формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку, воспитывать умение эмоционального выражения
1 Этап.
Подготовительный:
Изучение методической литературы;
Разработка карт педагогического наблюдения за деятельностью детей;
Составление рабочей программы кружка «Спортивная карусель»
2 Этап.
Основной:
Организация работы кружка «Спортивная карусель»;
Повышение педагогической культуры родителей;
3 Этап.
Заключительный:
Подведение итогов;
Обобщение опыта работы.
В ходе реализации первого этапа, для качественной реализации физкультурно-оздоровительной работы, была изучена методическая литература, проанализированы карты педагогического наблюдения за деятельностью детей, сгруппирован методический материал, разработаны модели физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима, спланирована работа с детьми, определены формы работы с родителями. Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой созданы благоприятные условия, где у ребенка «появляется аппетит» заниматься физической культурой, танцами. В дошкольном учреждении имеется физкультурный зал, оснащенный необходимым современным оборудованием, спортивные уголки в группах, которые созданы с учетом возрастных особенностей детей. На участке детского сада оборудована спортивная и игровые площадки, где дети имеют возможность развивать двигательные навыки в любое время года. Здесь организуются ООД, досуги, спортивные и подвижные игры.
Занятия, проводимые в данном направлении, обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца выбирается наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:
• Показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);
• словесный;
• Игровой метод придаёт учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка;
• разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);
• анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.
Занятия выстраиваются, придерживаясь следующих основных здоровьесберегающих правил :
- выбирать упражнения, соответствующие степени подготовленности и физическому развитию детей;
- при выполнении упражнения надо четко объяснять суть упражнения, проговаривая алгоритм выполнения словами;
- когда выполняются сложные упражнения, должна быть соблюдена полноценная страховка;
- для занятий необходима специальная одежда, обувь.
Система работы по развитию у детей музыкально-пластических способностей осуществлялась на занятиях кружка и в индивидуальной работе.
Возрастная категория детей, с которыми проводились данная работа, составляет от 4 до 7 лет. Ребята этого возраста быстро утомляются, не могут долго удерживать внимание, эмоционально возбудимы. Чтобы ребенку было интересно, на занятиях я использовала подвижные музыкальные игры. Во-первых, во время игры легче наладить контакт с ребенком, так как он эмоционально раскрепощен. Во-вторых, играя, ребенок получает возможность фантазировать и импровизировать, что способствует самовыражению в танце. В-третьих, во время игры ребята преодолевают коммуникативный барьер, начинают понимать и уважать друг друга.
Прежде чем начинать основную разминку дети выполняли упражнения дыхательной гимнастики, которые я включала в свои занятия кружка. Они направлены на то, чтобы научить ребенка согласовывать движения с музыкой. Дыхательные упражнения помогут освоить правильное дыхание, и дать нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия.
Во время занятий необходимо регулировать физическую нагрузку, чередуя напряжение и расслабление.
На занятиях, я так же включала выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучивание композиций и танцев, рекомендуемых программой. Продолжительность таких занятий обусловлена возрастом занимающихся (с 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет-25 минут; 6-7 лет – 30 минут). Занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей.
Вводную часть составляли упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Обязательно включала в нее ходьбу, бег, прыжки. В комплекс продолжительностью 5-8 минут включались упражнения для мышц рук и плечевого пояса, шеи, ног и туловища, всевозможные прыжки, стимулирующие деятельность органов дыхания и кровообращения. Один и тот же набор упражнений дети выполняли в течение двух недель.
Затем следовала основная часть, которая начиналась с поклона. Основная часть занятия – музыкально-ритмическая, она наиболее динамичная. В нее включаются танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построения и перестроение. В этой части дети самостоятельно могут создавать музыкально - пластические образы в сюжетно - образных танцах. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединялись упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном, умеренном темпе. Постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части. Для сбалансированной работы всех функциональных систем организма общеразвивающие упражнения сочетались с дыхательными, например, выполняя наклоны, на выдохе дети произносили «Шшшш» (дыхательное упражнение «Насос», а приседая, «Мяу» (дыхательное упражнение «Кошка»).
В заключительной части постепенно нагрузка снижается. На занятиях кружка «Спортивная карусель», я использовала музыку, доступную для восприятия ребенка: детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.
Реализация второго этапа проводилась по блокам.
Блок 1. Организация работы с детьми и родителями по формированию понимания «Зачем человеку танцы».
Для успешного формирования представлений у дошкольников о значении танцевальной деятельности была организована работа с семьями воспитанников.
1 направление: «Роль танца в жизни»
Цель: содействовать формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного и физического развития.
Разработана и реализована система мероприятий: консультации для родителей:
«Польза танцев для детей», «Танцевальные упражнения для малышей».
- «Музыкально-игровое и танцевальное творчество»», «Хореография и ритмика в детском саду».
- оформление стендовой информации, папок передвижек для родителей, картотеки. Мастер класс с родителями по теме "Секреты здоровья через танцы».
Проведение открытых занятий:
«Топни, ножка моя», «Гномы в мире танца» «Веселый каблучок»
«Путешествие в страну танцев», «Весёлый зоопарк» и т. д.
2 направление: «Занятия танцами и здоровье»
Цель: сформировать представление детей о необходимости танцевальных движений для укрепления их здоровья.
На занятиях выразительный показ движений, танцевальных композиций (педагогом или ребенком) задавал наглядный образец исполнения, формировал у детей представление о правильном способе выполнения движений. Словесные пояснения, уточнения помогли детям усвоить знания, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение. Наиболее эффективно на занятиях применялись комплексы упражнений лечебно-профилактического танца для суставов «Джазовая разминка». Упражнение направлено на развитие подвижности (гибкости) различных суставов. Характер упражнения танцевальный, ритмичный. Проводились так же комплексы упражнений лечебно-профилактического танца на расслабление мышц «Чебурашка», «Жаворонок»
Блок 2. Организация работы по оздоровлению дошкольников.
Основная задача – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления, таких как гимнастика “Хатха-Йога.
Хатха-Йога. — это не просто сочетание разнообразных движений, которые приносит пользу здоровью детей и улучшает их настроение. Оптимальное время для проведения занят Хатха-Йоги— утро. Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий тонус. С помощью Хатха-Йоги у детей выработались выразительные, плавные, точные движения. Но самый главный результат занятий степ-гимнастикой — укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.
На занятиях для выполнения упражнений йоги обязательно использовалось музыкальное сопровождение.
Дети с помощью упражнений комплекса йоги развивали чувство равновесия, ориентировку в пространстве, гибкость (Упражнение «Иголка, нитка и оловянный солдатик»).
На таких занятиях дети не замечают, что это занятия по формированию культуры движений, и являются полноправными участниками сказочного
театрального действия. На занятиях кружка «Спортивная карусель»
- («Музыка здоровья», «Жираф и новые друзья», осуществлялось совершенствование согласованности движений и умений входить в воображаемую ситуацию, развитие фантазии, чёткости и выразительности действий, быстрота реакции в различных заданиях. Обогащался двигательный опыт детей.
- («Путешествие в страну здоровья», «Кладоискатели», выполнение упражнений «Не теряй домик», «Я-впереди» способствовали развитию быстроты, инициативы, выдержки. Развивали ловкость в игре «Ловишки с ленточкой»)
- («Путешествие в сказку», «По тропинкам весны», используя такие упражнения как «Стройные березы», «Капель», «Звонкие ручейки», и др., осуществлялась профилактика нарушения осанки и плоскостопия за счет укрепления «мышечного корсета», верхнего плечевого пояса, мышц ног.
Блок 3. Занимательной двигательной деятельности (ЗДД).
Ведущее место в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста отводится занимательной двигательной деятельности.
Работа построена по трем основным направлениям:
1. Танцевально-ритмическая гимнастика.
2. Креативная гимнастика.
3. Нетрадиционные виды упражнений.
Направления объединены игровым методом проведения занятий, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, так как именно игра облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Занятия по кружковой деятельности включают в себя разделы: игроритмику, игрогимнастику, игропластику, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия.
Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей дошкольников, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку.
На занятиях в средней группе : («Горошинки», «Громко-тихо», «Охотники») ребята передавали в движениях и жестах выразительность, пластичность, грациозность.
В старшей группе: («Ритмические фантазии», «Музыкальный цирк», дети научились координировать свои движения при смене музыки.
В подготовительной группе: («По дорожке, по дорожке!», «Солдатики») Дети выполняли движения под музыку, соответственно структурным ее особенностям, характеру, метру, ритму.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе. Это строевые, общеразвивающие упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. («Цапля», «Ласточка», «Группировка», «Перекат, «У ребят порядок строгий»).
Раздел «Игропластика» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости детей, выполняемые в игровой сюжетной форме: «Кошечка», «Цапля», «Верблюд», «Морской лев», «Уж», «Аист».
Раздел «Музыкально-подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях и, являются приоритетным ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используется приемы имитации, подражания. - «Жуки и пчелы», «Цветочки на полянке», «Тихие воротца», «Рыбки», «Слушай команду», «Передай платочек».
Раздел «Игры – путешествия» (или сюжетные занятия) включает все виды подвижной деятельности. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь- «Путешествие в страну доброты», «Путешествие в музыкальное королевство», «Путешествие по Музыкограду», «Плавали-знаем», «Путешествие на воздушном шаре», «Побывали как-то раз…».
Блок 4. Организация спортивных досугов, праздников, проведение Дня здоровья.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимали физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья в ходе, которых дошкольники были вовлечены в интересную для них танцевальную деятельность, посредством которой обеспечивалась необходимая двигательная активность, физическое и творческое развитие. Дети смогли реализовать свой творческий потенциал – выступали на праздниках, концертах, конкурсах, совместных с родителями музыкально-спортивных праздниках «Осенние картинки», «День Матери», «Здравствуй новый год», «День защитника отечества». «Мамин день». «Вместе весело шагать», "Путешествие в страну Здоровья».
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности, как детей так и их родителей.
Блок 5. Работа с семьей
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересен каждого, его прав и обязанностей.
Для взаимодействия с родителями широко используются формы работы:
- информация в родительских уголках («Здоровье», в папках-передвижках, на информационном стенде «Спорт, здоровье, успех» («Крепыши», «Вместе весело шагать…», консультации («Расти здоровым», «Движения плюс движение», дискуссии с участием медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания (Семья Крупельницких «Здоровый образ жизни», семинары-практикумы (««Спортивные задоринки», деловые игры и тренинги («Наша традиция - быть здоровыми!») с разбором проблемных ситуаций, решением педагогических кроссвордов и т. д. ;
- «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале.
- хорошие результаты дает совместная организация и проведение спортивных мероприятий, праздников и развлечений: таких как «Сильнее, выше, крепче», «День спортивного творчества», «Вместе веселее».
- фоторепортажи, фотовыставки из спортивной жизни детского сада, информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей, например «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты чемпионы», «Стресс и здоровье» и многое другое.
В ходе реализации третьего обобщающего этапа по физическому развитию дошкольников и формированию навыков владения своим телом, на протяжении 3-х лет была отмечена положительная динамика комплексного физического развития. Сформирован навык эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, умение активно, самостоятельно приобретать двигательный опыт и осваивать просторы в области танцевально-игровой деятельности. Движения под музыку создавали бодрое, веселое настроение, что способствовало улучшению осанки, координации движений рук и ног.
Уровень заболеваемости снизился и составил на 1 ребенка – 0,6 дня. Процентное соотношение распределения детей по группам здоровья составило : 1 группа здоровья – 10/100%, 2 группа- 0/0%, 3 группа – 0/0%.
Результаты обследования показали, что из 10 детей подготовительной группы у 7/70% уровень физического развития соответствует возрасту, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
3 детей или 30% имеют высокий уровень развития.
Анализ результатов педагогического наблюдения за индивидуальным развитием детей по физическому развитию, показал повышение уровня развития двигательных умений и навыков на 1,2 балла (30%).
Анкетирование родителей воспитанников показало, что представления родителей о факторе, в наибольшей степени влияющем на здоровье человека изменились (до изучения и после изучения темы).
экологическая обстановка наследственность образ жизни нет ответа
до 7 5 3 10
после 5 5 15 0
У многих родителей поменялась точка зрения о значении танцевальных упражнений, подвижных игр, дыхательной гимнастики в сохранении и укреплении здоровья их детей. Многие родители вместе с детьми стали более
активно заниматься игроритмикой, играть в подвижные игры в домашних условиях. Таким образом, совместная работа детского сада и семьи показала положительные результаты в укреплении и сохранении здоровья ребенка.
Таким образом, опыт показал, что танцевально-игровая гимнастика являются эффективным средством сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Все поставленные задачи были выполнены.