Светлана Цыганкова
Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада
▼ Скачать
Люди должны осознать, что здоровый образ жизни –
это личный успех каждого.
Президент РФ В. В. Путин.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.
Публикация «Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада» размещена в разделах
Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.
В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении :
• обеспечение качественной питьевой водой;
• средствами санитарии и гигиены;
• услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;
• санитарное просвещение.
Задачи, поставленные стандартом ФГОС:
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
-обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования;
-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Мы поставили перед собой задачи:
• расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;
• приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;
• повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;
• рост уровня физического развития дошкольников, развитие музыкального слуха, чувства ритма;
• профилактику инфекционных заболевание и возможное исправление отклонений в физическом развитие ребенка, в первую очередь опорно - двигательного аппарата и сосудисто - респираторной системы.
В детском саду созданы необходимые условия :
оборудованы физкультурные залы; спортивные площадки; массажный кабинет; физкультурные уголки в каждой возрастной группе; работают квалифицированные специалисты;
Еженедельно дети осматриваются педиатром с детской поликлиники, который не только следит за их здоровьем но вместе с мед. сестрами детского сада разрабатывает оздоровительные мероприятия (коктейли, фиточаи, витаминизация).
Один раз в месяц детей осматривают невролог и ортопед.
Невозможно решить все эти задачи без соблюдения целого комплекса мероприятий: режима дня, назначение рационального питания, закаливающих мероприятий и систематических физкультурных занятий.
Важнейшее условие детского сада - соблюдение режима.
Режим - это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования.
В нашем дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Мы пытаемся донести до родителей важность именно этого условия для здоровья ребенка.
Так как, к сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.
Для решения стоящих перед нами задач, используем различные формы работы:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультпаузы и физ. минутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения после дневного сна,
Самостоятельная двигательная активность детей в группе, стретчинг, организованная и самостоятельная деятельность детей на прогулке, физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, Олимпийская неделя, занятия хореографией, физкультурные досуги, развлечения, праздники с родителями.
Утренняя гимнастика решает следующие задачи:
- повышение эмоционального тонуса детей;
- активизация мышечного тонуса детей путем комплексного физического и закаливающего воздействия на их организм.
Физкультурные занятия являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и решают целый комплекс задач:
- удовлетворяют естественную потребность детей в движении; - развивают физические качества детей; - формируют основные двигательные умения и навыки детей;
- обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств;
- обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья
Важнейшим условием результативности обучения является преемственная связь физкультурных занятий. Наш детский сад использует в своей работе программу «Детство» поэтому, для проведения занятий мы используем методические пособия разработанные О. М. Литвиновой («Физкультурные занятия в детском саду») все предложенные ею развернутые конспекты физкультурных занятий соответствуют требованиям ФГОСД. Основная задача физкультурного воспитания - формирование здорового образа жизни, приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности дошкольников.
Физкультпаузы физминутки и пальчиковая гимнастика
в режиме дня решают следующие задачи:
- снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный);
- обеспечение эмоционально-активного отдыха детей;
- активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.
Закаливание.
В качестве основных средств закаливания используем естественные природные факторы:
- воздух,
- вода,
- солнечный свет.
Чтобы получить положительные результаты, мы соблюдаем основные принципы:
Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
Последовательность применения закаливающих процедур.
Систематичность начатых процедур.
Комплексность.
Игровой стретчинг.
Отличительная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, а каждое занятие объединено общим сюжетом, который включает в себя упражнения на развитие всех каналов восприятия.
Активный отдых.
Физкультурные праздники и досуги - это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.
Как уже сложившаяся традиция, ежегодно у нас проводятся совместные мероприятия со школой «День богатыря» «Олимпийские игры», в которых принимают участие дети старших групп и 1 класса. Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возраста, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я - дружная семья», «Малые Олимпийские игры», «А ну-ка парни!» и т. д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа, поэтому при планировании мы предусматриваем такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно -воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: Развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физический, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения. • Еще одно из направлений работы - усовершенствовать формы организации методы обучения в дошкольных учреждениях и начальной школе :
1. Отказаться от жестко регламентированного обучения в детском саду (статичные позы на занятиях, расположение столов по типу школьного и т. д) :
2. Максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы. Предложенные направления создадут общий благоприятный фон для детей- физического, интеллектуального, эмоционального - как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье. А это и составляет важнейшую задачу образования, его основной результат.
При переходе детей из детского сада в школу меняется статус ребенка, эмоциональный фон, хочется чтобы в период адаптации для поддержания физического и психического развития ребенка, была правильно распределена учебная нагрузка в течении недели, а физическая нагрузка соответствовала возрасту, полу, уровню физического развития и здоровья ребенка, а также доставляла ему радость. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволяет ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
В соответствии с целью и задачами и для определения эффективности всего комплекса форм работы с детьми по сохранению и укреплению здоровья нами было проведено комплексное изучение динамики состояния здоровья детей. Работа проводилась в течении 3-х лет. Обследование осуществлялось совместно с воспитателями этих групп, медработником детского сада, инструктором физического воспитания.
В младшей группе в 2009 году в ноябре месяце уровень заболеваемости составил почти 50°/о
в 2010 году в ноябре в средней группе - 20°/о а в 2011 в ноябре - 5°/о к 6 - ти годам у подавляющего большинства детей наблюдается :
• Укрепление осанки, улучшение физических качеств : координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, равновесия;
• Улучшение техники выполнения различных видов основных движений в соответствии с возрастными нормами;
• развитие чувства ритма и темпа, эмоциональной отзывчивости на музыку, согласование характера движений с настроем музыки;
• улучшение умственных способностей: внимание, памяти, быстроты реакции, воображения;
• развитие эмоциональной сферы, нравственно - волевых черт, коммуникативных способностей.