Папки-передвижки

Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада

Светлана Цыганкова
Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада

Люди должны осознать, что здоровый образ жизни –

это личный успех каждого.

Президент РФ В. В. Путин.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, одной из главных задач является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе.

Публикация «Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада» размещена в разделах

Никто не станет отрицать, что от состояния здоровья во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

В процессе воспитания детей уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий. В первую очередь нужно создать безопасную, здоровую, комфортную среду для пребывания детей в учреждении :

• обеспечение качественной питьевой водой;

• средствами санитарии и гигиены;

• услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания;

• санитарное просвещение.

Задачи, поставленные стандартом ФГОС:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-формирование общей культуры воспитанников, развития нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организованных форм уровня дошкольного образования;

-формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Мы поставили перед собой задачи:

• расширение и углубление знаний дошкольников в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения;

• приобретение умений и навыков, формирующих устойчивую потребность дошкольников быть физически и психически здоровыми;

• повышение мотивации к двигательной деятельности, к здоровому образу жизни;

• рост уровня физического развития дошкольников, развитие музыкального слуха, чувства ритма;

• профилактику инфекционных заболевание и возможное исправление отклонений в физическом развитие ребенка, в первую очередь опорно - двигательного аппарата и сосудисто - респираторной системы.

В детском саду созданы необходимые условия :

оборудованы физкультурные залы; спортивные площадки; массажный кабинет; физкультурные уголки в каждой возрастной группе; работают квалифицированные специалисты;

Еженедельно дети осматриваются педиатром с детской поликлиники, который не только следит за их здоровьем но вместе с мед. сестрами детского сада разрабатывает оздоровительные мероприятия (коктейли, фиточаи, витаминизация).

Один раз в месяц детей осматривают невролог и ортопед.

Невозможно решить все эти задачи без соблюдения целого комплекса мероприятий: режима дня, назначение рационального питания, закаливающих мероприятий и систематических физкультурных занятий.

Важнейшее условие детского сада - соблюдение режима.

Режим - это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования.

В нашем дошкольном учреждении режим дня строится в соответствии с возрастом детей. Мы пытаемся донести до родителей важность именно этого условия для здоровья ребенка.

Так как, к сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

Для решения стоящих перед нами задач, используем различные формы работы:

утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультпаузы и физ. минутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, гимнастика пробуждения после дневного сна,

Самостоятельная двигательная активность детей в группе, стретчинг, организованная и самостоятельная деятельность детей на прогулке, физкультурные досуги, развлечения, праздники, неделя Здоровья, Олимпийская неделя, занятия хореографией, физкультурные досуги, развлечения, праздники с родителями.

Утренняя гимнастика решает следующие задачи:

- повышение эмоционального тонуса детей;

- активизация мышечного тонуса детей путем комплексного физического и закаливающего воздействия на их организм.

Физкультурные занятия являются основной формой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и решают целый комплекс задач:

- удовлетворяют естественную потребность детей в движении; - развивают физические качества детей; - формируют основные двигательные умения и навыки детей;

- обеспечивают развитие всех систем и функций организма ребенка, повышая уровень резистентности его защитных свойств;

- обеспечивают рост физической подготовленности ребенка в соответствии с физическими возможностями и состоянием его здоровья

Важнейшим условием результативности обучения является преемственная связь физкультурных занятий. Наш детский сад использует в своей работе программу «Детство» поэтому, для проведения занятий мы используем методические пособия разработанные О. М. Литвиновой («Физкультурные занятия в детском саду») все предложенные ею развернутые конспекты физкультурных занятий соответствуют требованиям ФГОСД. Основная задача физкультурного воспитания - формирование здорового образа жизни, приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, повышение двигательной активности дошкольников.

Физкультпаузы физминутки и пальчиковая гимнастика

в режиме дня решают следующие задачи:

- снижение психической нагрузки на эмоционально-волевую сферу ребенка и его сенсорные каналы (зрительный, слуховой, тактильный и двигательный);

- обеспечение эмоционально-активного отдыха детей;

- активизация мышечного тонуса детей после относительно длительного статического положения, в котором они находились во время занятия.

Закаливание.

В качестве основных средств закаливания используем естественные природные факторы:

- воздух,

- вода,

- солнечный свет.

Чтобы получить положительные результаты, мы соблюдаем основные принципы:

Постепенность увеличения дозировки раздражителя.

Последовательность применения закаливающих процедур.

Систематичность начатых процедур.

Комплексность.

Игровой стретчинг.

Отличительная особенность занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, а каждое занятие объединено общим сюжетом, который включает в себя упражнения на развитие всех каналов восприятия.

Активный отдых.

Физкультурные праздники и досуги - это неотъемлемая часть жизни дошкольников, их двигательной активности, одно из важнейших средств гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.

Как уже сложившаяся традиция, ежегодно у нас проводятся совместные мероприятия со школой «День богатыря» «Олимпийские игры», в которых принимают участие дети старших групп и 1 класса. Физкультурные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возраста, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: «Мама, папа, я - дружная семья», «Малые Олимпийские игры», «А ну-ка парни!» и т. д. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа, поэтому при планировании мы предусматриваем такое чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную нагрузку, адекватную возрастным возможностям и уровню подготовленности детей.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно -воспитательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: Развитию его компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физический, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения. • Еще одно из направлений работы - усовершенствовать формы организации методы обучения в дошкольных учреждениях и начальной школе :

1. Отказаться от жестко регламентированного обучения в детском саду (статичные позы на занятиях, расположение столов по типу школьного и т. д) :

2. Максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы. Предложенные направления создадут общий благоприятный фон для детей- физического, интеллектуального, эмоционального - как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье. А это и составляет важнейшую задачу образования, его основной результат.

При переходе детей из детского сада в школу меняется статус ребенка, эмоциональный фон, хочется чтобы в период адаптации для поддержания физического и психического развития ребенка, была правильно распределена учебная нагрузка в течении недели, а физическая нагрузка соответствовала возрасту, полу, уровню физического развития и здоровья ребенка, а также доставляла ему радость. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях способствует формированию у детей хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, позволяет ему накопить силы, что обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

В соответствии с целью и задачами и для определения эффективности всего комплекса форм работы с детьми по сохранению и укреплению здоровья нами было проведено комплексное изучение динамики состояния здоровья детей. Работа проводилась в течении 3-х лет. Обследование осуществлялось совместно с воспитателями этих групп, медработником детского сада, инструктором физического воспитания.

В младшей группе в 2009 году в ноябре месяце уровень заболеваемости составил почти 50°/о

в 2010 году в ноябре в средней группе - 20°/о а в 2011 в ноябре - 5°/о к 6 - ти годам у подавляющего большинства детей наблюдается :

Укрепление осанки, улучшение физических качеств : координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, равновесия;

• Улучшение техники выполнения различных видов основных движений в соответствии с возрастными нормами;

развитие чувства ритма и темпа, эмоциональной отзывчивости на музыку, согласование характера движений с настроем музыки;

улучшение умственных способностей: внимание, памяти, быстроты реакции, воображения;

развитие эмоциональной сферы, нравственно - волевых черт, коммуникативных способностей.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Предметно-развивающая среда детского сада. Оформление физкультурного уголкаПредметно-развивающая среда детского сада. Оформление физкультурного уголка Сохранение и укрепление физического здоровья детей одна из важнейших задач, которые стоят перед воспитателями в МБДОУ. «Содержание образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сохранение, укрепление здоровья детей и развитие физических качеств в предшкольном детстве в условиях детского сада
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 00:04
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД