Анастасия Кузнецова
Сохранение психологического здоровья посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Следствием этого, является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. Дети начинают видеть мир только с позиции собственных интересов и желаний, не умеют общаться со сверстниками, понимать требования взрослых, не умеют выражать свои эмоции.
Публикация «Сохранение психологического здоровья посредством игры» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье.
Старший дошкольный возраст особо значим для укрепления психологического здоровья ребенка, который задумывается над тем, какой он – «плохой» или «хороший». Испытывая потребность во внимании взрослых и не получая его, ребенок может начать нарушать правила поведения, не выполнять требования родителей, предпочитая быть наказанным, но обязательно замеченным.
Психологически здоровый ребенок – веселый, активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий [5,196].
С целью укрепления психологического здоровья, создания условий для самоактуализации детей целесообразно осуществлять систему работы по оптимизации взаимоотношений в детской группе, эмоционального состояния детей, формированию у них позитивной «Я-концепции». Для этого можно использовать разнообразные средства: 1. Различные виды игр сюжетно-ролевая, режиссерская, подвижная, игры-драматизации, игры с зеркалом, игры с мячом. Именно в игре заложен основной потенциал возможностей творческого развития ребенка, освобождения от негативных эмоций [1,286]. В совместных играх дети учатся взаимодействовать, сотрудничать. В играх-драматизациях, сюжетно-ролевых и режиссерских играх с целью освобождения детей от травмирующих их страхов обыгрываются ситуации, которые в реальной жизни вызвали бы страх. Тревожным, боязливым детям предлагаем сперва роли героев, вызывающих у них страх, беспокойство (Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Дракона, Динозавра, Вампира и др., а гиперактивным детям - роли персонажей, боящихся Бабы-Яги, Змея Горыныча и др. Постепенно тревожные дети подготавливаются к разыгрыванию ролей персонажей, изначально боявшихся Бабы Яги, Дракона и др. Так с помощью этого метода в игре, в относительно безопасной ситуации, дошкольники освобождаются от негативных эмоций, страхов [2,54]. Игра – сюжетное и ролевое воплощение «перспективного» Я-образа ребенка, поэтому можно сказать, что в игре проявляется его самооценка. В то же время в игре обозначается готовность ребенка к саморегуляции, т. е. развивается регулятивная функция самооценки.
Кроме того, в процессе самооценки личности происходит соотнесение своей собственной оценки с общественной и оценкой тех членов коллектива, мнение которых в силу определенных для личности причин является значимым.
2. Мир словесного искусства играет большую роль для формирования эмоциональной сферы у детей. Даже небольшие рассказы и сказки становятся для ребенка настоящей школой эмоций, вызывают его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся). Имея в группе специальный подбор литературных произведений, педагог может не только читать их детям, а использовать различные задания-игры :
- выражение эмоций мимикой, жестами: «удивись, как Зайчик», «порадуйся, как Маша», «покажи, как огорчились дед и баба» и т. д.
- развитие интонационной выразительности: «скажи, как Зайка, жалобно: - Собака, Собака, помоги мне!», «Скажи испуганно, как Бычок: - Ой, доска кончается, сейчас я упаду!».
Так, например, с целью оптимизации взаимоотношений в группе, повышения социометрического статуса «изолированных» и «пренебрегаемых» детей можно использовать сказку А. Смирновой «Ежик» с последующим ее обсуждением. В работе с ребенком, переживающим потерю кого-либо из близких, можно использовать психотерапевтическую сказку «Самый важный секрет» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). 3. пиктограммы; графические изображения лица; силуэты людей,
пантомимически отражающие эмоции; подвижные аппликации и т. д. Используя подвижные аппликации, можно провести игру «Составь свой портрет»
На отдельных полосках бумаги нарисованы разные части лица: глаза, брови, нос, рот, прическа. Дети составляют свои портреты, используя прием «фоторобота».
Действуя с подвижной аппликацией, ребенок упражняется в моделировании эмоций, выкладывая по-разному глаза, нос, брови; ощущает динамику эмоционального состояния. 4. Театрализованная деятельность способствует повышению эмоциональной активности, помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире; совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания.
Используя театрализованную деятельность можно провести занятие на тему ссора.
Воспитатель показывает детям кукольный спектакль по русской народной сказке «Лиса и журавль». После просмотра задает детям вопросы;
— Почему лиса и журавль не смогли подружиться? Что послужило причиной ссоры? Чью сторону ты принимаешь? Как можно помирить лису и журавля? Ссоритесь ли вы и почему? Дети выясняют причину и предлагают способы разрешения конфликта. В конце занятия воспитатель предлагает детям исполнить танец «Мы поссоримся и помиримся». Дети под музыку выполняют какие-либо движения, затем отворачиваются друг от друга — поссорились, а потом, повернувшись лицом друг к другу, обнимаются — помирились.
5. создание «ситуаций успеха» в различных видах деятельности (преимущественно игровой)
6. Создание предметно развивающей среды
Стенд «Здравствуйте! Я пришел» оформленный на стене, дает возможность проявить уважение к личности каждого ребенка. Утром, придя в детский сад, ребенок заявляет о себе, перевернув кружочек со своей фотографией лицом к солнышку, демонстрируя тем самым свою нужность и значимость [3,78].
Газета – плакат «Наши славные дела» рассказывает о трудовых «достижениях» каждого ребенка и группы в целом. Обычно это фотографии детей за работой, и неважно, постоянные это обязанности или разовые поручения. Главное, чтобы это были реальные дела. Такая оценка способствует появлению у ребенка чувства гордости, что во многом определяет его успешность в коллективе сверстников.
Стенд «Звезда недели» способствует осознанию ребенком своих физических, интеллектуальных, творческих, характерологических свойств, на котором раз в неделю вся информация посвящена успехам конкретного ребенка. Одно из условий успешности – это оптимистическая оценка. Сегодняшние успехи ребенка мы сравниваем с его вчерашними достижениями, введя для себя понятие «относительная успешность» : относительно конкретного ребенка, без соотнесения его с другими. Такая оценка способствует появлению у ребенка чувства уверенности, что во многом определяет его успешность в коллективе сверстников [4, 76].
Фотостенд «С Днем Рождения» влияет на формирование у ребенка оптимистической жизненной установки и адекватной самооценки, позволяя проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка. Вся информация на стенде посвящена именинникам. Представленная информация не безмолвна. Дети - виновники торжества, сами комментируют свою фотовыставку. Каждый ребенок имеет возможность «презентовать» себя, обнаружить свою многоликость: я – мальчик, сын; я – хороший помощник, ловкий спортсмен, т. д. И для этого не требуется специальной подготовки. Лишь вопросы взрослого (педагога) помогают имениннику последовательно выстроить свой рассказ, во время которого он преображается, становится уверенным. Особую значимость приобретает оценка, данная взрослым, в форме стихотворения, посвященного конкретному ребенку. Таким образом, педагоги, поддерживают положительное самоощущение детей, способствуя формированию у них знаний о своих особенностях, возможностях и способностях.
Рамки-паспарту дают возможность каждому ребенку участвовать в эстетическом преобразовании оформления группы. Для этого в группе размещены свободные рамки - паспарту, в которые ребенок может вставить продукт своего творчества. Таким образом, предоставляется возможность превратить продукт детского творчества в повод заявить о себе, как о личности.
Выставки личных коллекций детей используются для формирования у ребенка чувства самоценности, для поддержания его интересов, что позволяет, умело использовать различные ситуации, возникающие в жизни ребенка. В группе можно экспонировались коллекции, собранные в семьях детей: «марки», «значки», «ракушки», «камни».
Выставки работ, выполненных совместно с родителями, не только отражают особенности сезона, но и дают возможность ребенку еще раз утвердиться в своей значимости: «Чудеса с грядки», «Зимний букет».
Каждый новый экспонат, появляющийся на такой выставке, сопровождается подробным рассказом автора о том, как «рождалась» эта поделка, что вызывает не поддельный интерес сверстников, их одобряющие аплодисменты, как признание его «достижения».
Полочка «красоты» позволяет повысить статус ребенка демонстрацией его работ. Это может быть просто цветок (комнатное растение, который цветет благодаря заботливому отношению ребенка, или выполненная им из пластичного материала скульптура.
Таким образом, все созданные в группе условия помогают ребенку «расцвести», поверить в свои силы, возможности, что в результате формирует позитивное отношение к учению, к познанию окружающего мира, себя, других людей.