Светлана Орлова
Содержательный раздел рабочей программы воспитателя средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Публикация «Содержательный раздел рабочей программы воспитателя средней группы» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен
удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.
Речь становится предметом активности детей. Они удачно
имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных
персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок.
Ведущим становится познавательный мотив.
Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Формы организации психолого-педагогической работы в ОО «Социально-коммуникативное развитие».
2.3 Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми.
Развитие игровой деятельности.
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Система работы в средней группе детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для детей. М. : Просвещение, 1991.
3. Н. В. Краснощёкова Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону: «Феникс», 2009.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) :
1. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. М. : Просвещение, 2011.
2. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с детьми 4 – 7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2012.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) :
1. Голицына Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. М. : Скрипторий 2003, 2012.
2. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М. : Просвещение, 2007.
3. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М: Скрипторий 2003, 2012.
Формирование положительного отношения к труду:
1. Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2–7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2–7 лет. М. :Мозайка - Синтез, 2010.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
1. Л. Ю. Павлова Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 -7 лет с окружающим миром. М: Издательство «Мозаика – Синтез», 2012.
2. Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом – Южный Урал»/ Е. С. Бабунова, Е. Г. Лопатина, В. И. Турченко. – Магнитогорск: МаГУ, 2003.
3. О. В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением в средней группе. М: «Мозайка – синтез», 2012.
Формирование элементарных математических представлений.
1. И. А. Пономарева В. А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
Речевое развитие
1. В. В. Гербова Занятия по развитию речи. В средней группе детского сада. М: Издательство «Мозаика – Синтез», 2010.
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 4 – 5 лет: Пособие для воспитателей. Составитель В. В. Гербова и др. – М: Издательство «Мозаика – Синтез», 2011.
«Художественно-эстетическое развитие»
Модульно – конструктивная деятельность
1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М. ,2007.
2.4 Календарь тематических недель на 2014-2015 учебный год.
Комплексно–тематический принцип образовательного процесса определяется научной концепцией дошкольного образования (под ред. В. И. Слободчикова, 2005 год) как основополагающий принцип для структурирования содержания образования дошкольников. Авторы поясняют, что «…тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере деятельности, представлено в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме». Темы придают системность и культуросообразность образовательному процессу. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности (в игре, рисовании, конструировании и др.) призывает взрослого к более свободной позиции – позиции партнера, а не учителя. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Комплексно-тематическая модель образовательного процесса предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.
Месяц Неделя Тема Мероприятие
Сентябрь 01.09 – 05.09 «Здравствуй, детский сад»
«Мой город «День знаний» тематическое
развлечение
08. 09 -12.09
15.09 – 19.09 «Дорожная азбука»
«Малышам о пожарной безопасности» Спортивное развлечение, досуг
22.09 – 26.09
29.09 – 03.10 «Животный мир» Тематическое развлечение, досуг
Конкурс, викторина, КВН, выставка, театрализованное представление
Октябрь 06.10 –10.10 «Краски осени»
13.10 – 17.10 «Урожай»
20.10 – 24.10 «Город мастеров»
27.10 – 31.10 «Народные традиции» Спортивный досуг, комплексное развлечение, инсценировки, драматизации
Ноябрь 03.11 – 07.11 «Наш быт»
10.11 – 14.11 ««Дружба»
17.11 – 21.11 «Моя семья» Музыкально – литературная
композиция, развлечение, концерт
24.11 – 28.11 «День матери»
Декабрь
01.12 – 05.12 «Кто как готовится к зиме?» Конкурс чтецов, инсценировка, игровые досуги, конкурс, выставка
08.12 – 12.12 «»Здравствуй, зимушка-зима!»
15.12 – 19.12 «Миром плавит доброта»
22.12 – 29.12 «Новогодний калейдоскоп» Праздник «Новый год»
Январь 08.01 – 16.01 «Рождественская сказка» Комплексное развлечение, концерт
19.01 – 23.01 «В гостях у сказки»
26.01 – 30.01 «Азбука безопасности» Спортивное развлечение, досуг, выставка, конкурс
Праздник «День защитника Отечества»
Февраль 02.02 - 06.02 «Этикет»
09.02 – 13.02 «Я - человек»
16.02. –20.02 «Быть здоровыми хотим»
23.02 - 27.02 «Наши защитники»
Март
02. 03 - 06.03 «Женский день» Праздник «Международный женский день»
09.03 – 13.03 «Мир природы» Конкурс, КВН, комплексное развлечение, викторина
16.03 – 20.03 ««Встречаем птиц»
23.03 – 27.03» Весна шагает по планете»
Апрель
30.03 – 03.04 «День смеха», «Театр», «Цирк» Театрализованное представления, инсценировка
06.04 – 10.04 «Здоровей – ка» Спортивное развлечение (игра, досуг, КВН
13.04 – 17.04 «Космос»
20.04 – 24.04 «Миром правит доброта» Тематическое развлечение, досуг, драматизация, конкурс чтецов
27.04 – 30.04 «Праздник весны и труда»
Май 04.05 -08.05 «День Победы» Тематическая НОД
11.05 – 15.05 «Волшебница – вода»» Комплексное развлечение, досуг
18.05 – 22.05 «Маленькие исследователи»
25. 05 –29.05 «До свидания, детский сад. Здравствуй, школа». Праздник «Выпускной»