Галина Павлова
Социальный проект для детей и подростков «Буллинг — стоп!»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная программа для детей и подростков
«Буллинг - СТОП!»
Раздел 1. Основные характеристики программы дополнительного образования
Пояснительная записка
В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определенные модели поведения, например поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Публикация «Социальный проект для детей и подростков „Буллинг — стоп!“» размещена в разделах
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Профилактика, направленная на профилактику, буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в него подростков — «агрессоров» и «жертв».
Буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Такие действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у окружающих).
Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, в другом — насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Последствия травли сверстниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.
Анализируя результаты диагностики личностной тревожности, самооценки детей и подростков поступающих в наше учреждение, а также уровня развития коллективов и результаты социометрических исследований, был сделан вывод о необходимости проведения работы по усилению работы направленной на сплочение детского коллектива, выработку навыка конструктивного реагирования в конфликте.
Направленность программы.
Коррекционная программа «Буллинг – СТОП!» определяет содержание и основные пути профилактики буллинга в подростковой среде. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, направленных на своевременную диагностику и проведение коррекционной работы.
Актуальность программы:
вопрос предупреждения ситуаций насилия в детской и подростковой среде очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным Организации объединенных наций насилию в коллективе сверстников подвергается каждый десятый ребенок в мире, и этот показатель ежегодно растет. В настоящее время буллинг начинает принимать новые формы, все чаще травля происходит в интернете. Современным детям и подросткам, являющимся «жертвами» буллинга сложнее избегать ситуаций травли, что негативно сказывается на их психологическом состоянии и может иметь последствия во взрослой жизни. В связи с этим на образовательные детские учреждения ложится большая ответственность за недопущение буллинга в учреждении, для сохранения благоприятной среды, духовно-нравственное развитие, охрану социального и психологического здоровья детей.
Новизна программы:
основной упор делается на формирование способности терпимо относиться к особенностям окружающих. Дети обучаются способам выхода из конфликтных ситуаций, умению сказать нет, рассказать о своей проблеме. В работе с детьми большое внимание уделяется личному достоинству, положительным качествам несовершеннолетних.
Адресат программы:
несовершеннолетние в возрасте с 7 до 17 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении. Состав группы переменный.
Объем и срок освоения программы:
программа рассчитана на 2 месяца обучения (16 занятий, всего 10часов 40минут). Цикличность программы 4 раза в течение одного учебного года.
Режим занятий:
8 занятий в месяц по 40 минут. Всего занятий в неделю 2.
Форма обучения:
очная.
Основные формы и методы проведения занятий:
Диагностические методики,
Дискуссия,
Мозговой штурм,
Психологические игры и упражнения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: профилактика агрессивного поведения и проявления буллинга.
Задачи:
• снижение агрессии и враждебных реакций подростков;
• формирование навыка конструктивного реагирования в конфликте;
• содействие улучшению социального самочувствия;
• оптимизация межличностных и межгрупповых отношений;
• изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими;
• устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
• интеграция «отверженных» детей в коллективе.
1.3. Содержание программы
Программа включает в себя три этапа:
1. Диагностические мероприятия
«Социометрия» Дж. Морено;
«Определение психологического климата группы» Л. Н. Лутошкина;
«Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;
«Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;
«Буллинг» Методика Д. Олвуеса;
«Круги» Методика Н. Е. Щурковой;
«Опросник риска буллинга» А. А. Бочевара;
«Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е. Г;
«Руки» Тест Вагнера;
«Кактус» Проективный тест;
«Дерево с человечками»;
«Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки.
2. Коррекционная работа с несовершеннолетними
1. Вводное занятие «Буллинг. Жестокость в образовательной среде».
Цель: профилактика буллинга в образовательной среде. Знакомство с понятием буллинг и демонстрация презентации с обсуждением. Диагностика предрасположенности к агрессивному поведению. Подведение итогов занятия.
2. Занятие с элементами тренинга «Учись быть добрым».
Цель: формировать навыки доброжелательного общения.
3. Психологический тренинг «Саморегуляция.
Цель: обучить навыки владения способами саморегуляции.
4. Ролевая игра. «Чем мы похожи друг на друга».
Цель: профилактика буллинга в школьной среде.
5. Кинолекторий «Чучело».
Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира человека, формировать умения межличностного общения.
6. Промежуточный контроль: «Социометрия» Дж. Морено, проективная методика «Дерево с человечками».
Цель: выявить психологический климат в коллективе, определить эмоциональное состояние и положение в коллективе.
7. Деловая игра «Мои внутренние друзья и мои внутренние враги». Цель: способствовать развитию эмоциональной чуткости, внутреннего мира человека, формировать умения межличностного общения.
8. Тренинговое занятие «Властелин эмоций»
Цель: расширение знаний подростков об эмоциях человека, обучение навыкам выражения собственных эмоций и чтения их у других людей.
9. Воспитательное занятие «Мы строим дом-дом без насилия».
Цель: Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
10. Занятие с элементами тренинга «Формирование навыков доброжелательного общения».
Цель: формировать навыки доброжелательного общения.
11. Промежуточный контроль: «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;
Цель: повторная диагностика взаимоотношений в группе сверстников.
12. Информационный час с элементами тренинга «Кибербуллинг или опасное виртуальное пространство».
Цель: познакомить подростков с опасностями, которые подстерегают их в Интернете и помочь избежать этих опасностей, профилактика правонарушений в сети.
13. Игровая программа «В стране понимания».
Цель: формирование чувства общности у детей, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
14. Диспут «Конфликты. Что делать, если вас унижают в школе».
Цели: познакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; выработать стратегию поведения.
15. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу и скулшутингу».
Цель: формировать активную жизненную позицию у детей и подростков по противодействию буллинга и скулшутинга, основываясь на ранее полученные знания.
16. Итоговый контроль. Диагностическая методика «Буллинг» Д. Олвуеса.
1.4. Планируемые результаты реализации программы
1. Расширение конструктивных способов взаимодействия с окружающими;
2. Равитие навыков самоконтроля;
3. Развитие эмпатии;
4. Повышение ответственности за свои действия;
5. Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в детском коллективе.
Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования
2.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы:
1. Помещение для проведения занятий –учебный класс;
2. Оборудование учебных помещений:
-рабочие места по количеству обучающихся в соответствии с САНПиН: столы, стулья;
-рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером с установленным лицензионным программным обеспечением; музыкальный центр, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч);
3. Информационное обеспечение:
-рабочая программа,
-видеоролики,
-презентации,
-аудио материал.
Кадровое обеспечение
К работе по программе допускаются педагоги, имеющие педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми.
Педагог обязан знать основы детской психологии, возрастные особенности несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет, владеть методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе.
2.2. Формы аттестации
Для оценки эффективности занятий по данной программе используются:
1. Первичная, промежуточная и итоговая диагностика (индивидуальные и групповые формы работы с несовершеннолетними).
2. Мозговой штурм «Можно ли эффективно противостоять буллингу и скулшутингу».
3. Аналитический отчет.
2.3. Оценочные материалы
Для отслеживания результативности программы используется следующие диагностические методики:
1. «Социометрия» Дж. Морено;
2. «Определение психологического климата группы» Л. Н. Лутошкина;
3. «Изучение психологической атмосферы в группе» Ф. Фидлера;
4. «Индекс групповой сплоченности» С. Сишора;
5. «Буллинг» Методика Д. Олвуеса;
6. «Круги» Методика Н. Е. Щурковой;
7. «Опросник риска буллинга» А. А. Бочевара;
8. «Методика на выявление буллинг-структуры» Норкиной Е. Г;
9. «Руки» Тест Вагнера;
10. «Кактус» Проективный тест;
11. «Дерево с человечками»;
12. «Опросник уровня агрессивности» Басса-Дарки.
Список использованной литературы
Основная литература
1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М. : Генезис, 2006. - 256 с.
2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
4. Сафонова Т. Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми - М. : Психология и педагогика, 1993г.
5. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М. : АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
6. Холодова Ю. Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.
7. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. – 2015. – №2. – С. 55-68.
8. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А. И. Герцена. - 2017. - № 105. - С. 159-165.
9. Кривцова С. В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М. : Федеральный институт развития образования, 2019. - 120 с.
Дополнительная литература
1. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах/Сост. А. Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.
2. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 106–110.
3. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
4. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л. А. Глазырина, М. А. Костенко; под ред. Т. А. Епояна. - М. : БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
5. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М. : АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
6. Холодова Ю. Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.
7. Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5.
8. Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь).
Интернет – источники
1. Режим доступа: https://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский С. М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] .
2. Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] .
3. https://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.
4. https://www.b17.ru/article/22384/.
5. https://www.domrebenok.ru/blog/nasilie-v-shkole-chto-takoe-bulling-chem-on-opasen-i-kak-s-nim-borotsya/.
6. https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214740.pdf.
7. Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sexology.narod.ru/info18.html.
8. Режим доступа: https://klepik.depon72.ru/?p=1348Курганский С. М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] .
9. Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] .
10. https://mobbingu.net/articles/detail/49/#hcq=I1v4t6q.