Анастасия Долженко
Социально-значимый проект «Мир пуговиц»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №6
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
Социально - значимый
образовательный проект
«Мир пуговиц».
Авторы: Долженко Анастасия Андреевна, воспитатель
Тодадзе Алевтина Владимировна, воспитатель.
2024 г.
Пояснительная записка
Тема проекта : «Мир пуговиц»
Вид проекта : социально - значимый.
Продолжительность проекта : 01.02.2024 г-10.04.2024г
Публикация «Социально-значимый проект „Мир пуговиц“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Участники проекта :дети разновозрастной группы, педагоги, родители, машинист по стирке белья и ремонту спецодежды детского сада.
Актуальность проекта : Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает человека, расширяет его кругозор, вырабатывает зоркость, которая позволяет видеть то, чего не видят другие.
Современный мир богат техническими новинками. Пополняется и расширяется мир предметов. Люди перестают обращать внимание на вещи и ценить предметы, которыми пользуются ежедневно. Многие из них таят в себе много интересного и необычного. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал.
Актуальность темы в том, что задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Воспитывать навыки коллекционирования. Интерес к исследовательской деятельности
А также ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. В нашем случае в игры с использованием пуговиц. Создание поделок из пуговиц.
И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.
Э. М. Ремарк
Новизна проекта :С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или угашают его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, если направляют познавательную деятельность ребенка, то формируются ценнейшие черты личности - любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.
Цель проекта :формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира и расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности
Проблема: Детские стрессы, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. И так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
Задачи проекта :
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.
Прививать бережное отношение к чужому труду.
Вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения пуговицы, её видами и классификацией.
Обогатить представления детей о роли пуговиц в жизни человека.
Формировать представления о многообразии видов пуговиц.
Поддерживать стремление старших дошкольников в изучении и обследовании предметов окружающего мира для выявления их особенностей, для выделения их сходства и различия.
Развивающие:
Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительной активности и творческим способностям.
Развивать коммуникативные умения.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать интерес к коллекционированию.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Развивать и обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Гипотеза проекта :Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности.
Содержание проекта :
Мотивация.
После пробуждения от дневного сна, ребята начали одеваться и у Матвея Шапран оторвалась пуговица с рубашки и укатилась. Матвей расстроился, загоревал: - Мама будет ругаться. - Не плачь, Матвей. Мама дома найдет такую же пуговку и пришьет тебе на место. - А где она найдет такую-же? Разве такие- же бывают? – Конечно, бывают. Дома у мамы в шкатулке или коробочке, я уверена, много запасных пуговок. - А откуда у нее много пуговок? Откуда она их берет? И тут я поняла, что дети в окружающем их мире еще много чего не знают.
Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного. Так возникла идея разработки и реализации проектной деятельности «Мир пуговиц»
I этап – разработка совместного плана работы над проектом.
Для того,чтобы реализовать данный социально-значимый проект «Веселая Пуговка» одной инициативы детей было мало, поэтому возникла необходимость провести мозговой штурм с педагогами по разработке мероприятий плана.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Какие мероприятия можно провести по теме проекта? Что можно внести в РППС? Что нужно сделать для реализации проекта?
Провести беседы: «История пуговицы», «Польза пуговицы», «Чем люди пользовались до изобретения пуговицы», «Для чего ещё, помимо застёжки, используют пуговицы?», (А. А., А. В.)
- Провести акции: «Ознакомь всех со способами пришивания пуговицы». (раздай буклет).
-Выставки детских поделок: «Узоры из пуговиц». (А. В.).
- Выставка совместных работ родителей и детей. (А. В., А. А).
- Опытно-экспериментальная деятельность:
“Из чего сделана пуговица”,
“Рассматривание пуговиц под лупой”. (А. А и А. В.)
- Иллюстративный и фотоматериал. (А. А., А. В)
-Видеоролики, мультимедийные презентации. (А. В., А. А.)
-Игровое оборудование (настольно-печатные игры, дидактические игры) (А. А., А. В.)
-Музыкальный материал. (Частушки). (А. В.)
-Спортивное оборудование для подвижных игр. (А. В., А. А)
- Разработать сценарии занятий, досугов. (А. А. и А. В)
- Изготовить игры. (А. А., А. В.)
- Оформить центр «Мини музей «Пуговка»». (А. А., А. В.)
-Выучить с детьми стихотворения по теме. (А. А., А. В.)
-Провести спортивные соревнования. (А. А. и А. В.)
-Сходить на экскурсию на рабочее место машинист по стирке белья и ремонту спецодежды. (А. В. и А. А.)
Соответственно с детьми старшего дошкольного возраста также была использована схема трех вопросов Л. В. Михайловой-Свирской с тем, чтобы учесть инициативу и знания дошкольников старшего дошкольного возраста.
Что мы знаем о пуговицах? Что мы хотим узнать о пуговицах? Что нужно сделать, чтобы узнать?
У пуговиц есть дырочки (Кирилл К.) Откуда появились пуговицы? (Артем К.) Спросить у нашей т. Тани (Дарина Н.)
Пуговицы нужны для пришивания (Степа К.) Из чего и когда сделана первая пуговица? (Ульяна Щ.) Посмотреть в интернете. (Матвей Ш.)
Держат штаны (Даниил К.) Как из пуговиц можно сделать поделку? (Степа К.) Посмотреть по телевизору. (Артем К.)
Ими можно застегивать застегивать вещи (Арина Р.) Из чего сделаны пуговицы? (Миша П.) Спросить у Анастасии Андреевны и Алевтины Владимировны. (Артем П.)
Пуговицы бывают разной формы (Миша П.) Где используют пуговицы? (Ариша Р.) Спросить у Алисы (гугл). (Ульяна Щ.)
Пуговицы разного цвета (Матвей Ш.) Как пришивать пуговицу? Матвей Ш.
Пуговицы можно пришивать (Кирилл К.)
Протягивать в пуговицу нитку (Дарина Н.)
Можно сделать бусы (Миша П.)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
ПЛАН РАБОТЫ
Содержание работы Срок Ответственный
Организационно-методическая работа
1. Составление плана деятельности. Февраль Воспитатель
2. Наработка и накопление необходимого материала. Февраль Воспитатель
3. Разработка плана мероприятий. Февраль Воспитатель
4. Сбор информации из разных источников. Февраль Воспитатель
5. Подбор презентаций по теме «История пуговицы». Март Воспитатель
6. Изготовление музыкального инструмента: "Маракасы" Март Воспитатель
7. Сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для атрибутов сюжетно-ролевых игр, игровых уголков, т. д. Март- апрель Воспитатель
8. Обобщение накопленного опыта Апрель. Воспитатель
Работа с детьми
№ п/п Мероприятие
1. Познавательное развитие
Беседа: «О пользе пуговицы». Цель:знакомить с качеством и свойствами материалов из которых сделаны пуговицы. Февраль воспитатель
Беседа: «История возникновения пуговицы».
Цель: Познакомить детей с пуговицами, их применении, истории возникновения. Февраль воспитатель
Беседа: «Профессия портной». Цель: Дать детям представление о работе в ателье; рассказать о том, почему работа портногоочень интересна. Март воспитатель
Беседа: «Для чего помимо застежки, еще используется пуговица?».
Цель: Познакомить детей с огнем и его свойствами, закрепить знания детей об опасных ситуациях. Март воспитатель
Беседа:«Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»
Цель:познакомить детей с далекими временами, учить бережно относиться к старшим. Март Воспитатель.
Проведение НОД
Занятие: “Чудо пуговицы”
«Бабушкин сундук, волшебная пуговица»
«Этот удивительный мир пуговиц»
«Бусы из пуговиц» (коллективная работа)
Презентация «История пуговицы», «Какие бывают пуговицы».
Март - апрель Воспитатель
-Акция «Раздай буклет со способами пришивания пуговицы». Март Воспитатель,
-Экскурсияна рабочее место машиниста по стирке и ремонту спец одежды Апрель Воспитатели, дети.
Выставки детскихработ
- «Вот такая пуговица». Март-Апрель Воспитатель и
родители
Творческая мастерская “Затейники”
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Ателье», «Магазин», «Семья» и т. д.
- Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка.
- Изготовлению шумового музыкального инструмента из пуговиц (маракас)
- Изготовление поделок для оформления группы
- Изготовили мини-музея пуговиц. Март- апрель Воспитатель,
родители
Опытно-экспериментальная деятельность:
- Игры-эксперименты с пуговицами (сравнение по величине, форме, цвету).
- Опыты-эксперименты с пуговицами (взвешивание, тонет -не тонет, измерение)
Март апрель Воспитатель,
Дидактические игры:
«Конструктор»,
«Мозаика»,
«Лабиринт»,
«Найди пары одинаковых пуговиц»,
«Найди лишнюю пуговицу»,
«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»,
«Крестики-нолики»
«На что похожа пуговица?»
«Составь картину»
«Собери пирамидку из пуговиц»,
«Ожерелье»,
«Пуговичный массаж»,
«Составь узор из пуговицы», Март апрель воспитатель
Художественно –эстетическое развитие
-Чтение рассказов и сказок.
- разучивание частушек Март-апрель воспитатель
Речевое развитие
- Чтение рассказов и сказок
- разучивание стихов,
- Отгадывание загадок. Март-апрель воспитатель
Подвижные игры:
- «Пуговка не убегай»,
- «Кто больше перенесёт пуговиц»,
- «Кто дальше бросит мешочек из пуговиц»,
- "Спрятанная пуговица"
- "Чья пуговица?"
- "Пуговичная эстафета".
- «Перенеси на палочках» и др Март-апрель воспитатель
Работа с родителями
Оформление наглядной информации «Волшебные пуговицы», «Играем с пуговицами». Март Воспитатель, родители
Консультация для родителей: «Развивающие игры с пуговицами». Март
Рекомендации для родителей по организации экспериментов с пуговицами Март Воспитатель, родители
Привлечение родителей к пополнению коллекции пуговиц новыми экспонатами.
Предложить провести акцию «Раздай буклет со способами пришивания пуговиц». Апрель Воспитатель, родители
Предложить участвовать в выставке продуктов совместной детско-родительской деятельности – "Что можно сделать из пуговиц Март-Апрель Воспитатель, родители
Центр науки:
Выяснить, откуда появились пуговицы. (А. А.)
Выяснить, какие бывают пуговицы. (А. А.)
Узнать из интернета из чего делают пуговицы. (Данил К.)
Провести анализ фото старинных пуговиц (А. В.)
Центр математики:
Счетный материал.
Игры.
Дидактические игры.
Центр книги и общения
Найти пословицы и поговорки. (А. А.)
Прочитать стихи, рассказы и сказки по теме. (Дарина Н.)
Сочинить сказки. (Артем К.)
Центр искусства
Выставка рисунков «Вот такая пуговица». (А. В.)
Провести конкурс рисунков «Вот такая пуговица». (А. В.)
Центр «Умелые ручки»
Изготовить из пуговиц бусы. (Миша П.)
Изготовить мини музей пуговицы. (Дети, воспитатели)
Центр физкультуры
«Кто больше перенесёт пуговиц»,
«Кто дальше бросит мешочек из пуговиц»,
«Попади в цель»,
Центр игры
«Конструктор»,
«Мозаика»,
«Лабиринт»,
«Найди пары одинаковых пуговиц»,
«Найди лишнюю пуговицу»,
«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»,
«Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»,
Центр конструирования
Конструирование объемных аппликаций из пуговиц.
Взаимодействие с семьей
Стенд для родителей. (А. В.)
Участие в акциях «Раздай буклет», (А. В.)
Экскурсии к машинисту по стирке белья и ремонту спецодежды. (А. А.) И (А. В.)
Совместные творческие выставки. (А. В., А. А.)
II этап – практический.
Для реализации плана проекта «Мир пуговиц» были созданы условия в разновозрастной группе дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда была наполнена необходимым материалом.
Центр науки:
Фотографии с изображением разных пуговиц.
Альбом с изображением пуговиц разных времен.
Центр математики:
Развивающие игры,
Набор цифр и геометрических фигур.
Головоломки
Счётный материал.
Центр экспериментирования:
Стаканы, вода, тарелочки, ложки.
Магнит, металлические и пластиковые предметы.
Бумага разного качества.
Центр книги и общения:
Художественная литература.
Предметные и сюжетные картинки.
Элементы костюмов для театрализации.
Центр конструирования:
Бросовый материал: пробки, крышки, разовые стаканы, цветы, пуговицы, камешки и т. д.
Цветной картон, полоски белой бумаги,цветная бумага.
Различные конструкторы.
Центр искусства:
Пластилин, соленое тесто.
Акварельные краски, восковые мелки, фломастеры.
Штампы.
Центр игры:
Пазлы.
Настольно-печатные игры.
Педагогами изготовлен стенд в группе – Пугвица.
IV этап-итоговый.
Подведение итогов, проведение досуга «Этот удивительный мир пуговиц». (Занятие).
После окончание проекта более 60 % воспитанников выразили желание стать Пожарными. Так же в рамках проекта воспитанники изъявили желание познакомиться и другими предметами социального значения и в скором времени мы собираемся реализовать проект «Мебель».
Ожидаемые результаты проекта Полученные результаты проекта
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей опуговицах;
- создание в ходе проекта стенда, презентаций об истории возникновения пуговицы, пользе и значении пуговицы;
-дать знание детям о профессии машиниста по стирке и ремонту спецодежды в детском саду;
- сформировать понятие детей о том, как крепится к одежде пуговица и для чего она нужна.
-научиться коллекционировать конкретные предметы - у детей сформировался интерес к коллекционированию;
- обогатили представления детей о свойствах и назначении пуговицы
-дети имеют первоначальные знания о профессии машиниста по стирке и ремонту спецодежды;
- Проведение акции, помогла показать и объяснить значимость умения пришить пуговицу;
- Беседы и занятия способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием
- Социальная адаптация детей в различных жизненных ситуациях, правила обращения с мелкими предметами
Все проведенные мероприятия по реализации проекта «Мир Пуговиц» опубликованы в официальном сообществе в ВК МАДОУ д/с 6 МО Кореновский район.