Жанна Аллахвердян
Социально значимый проект «Береги природу — утилизируй отходы!»
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта: социально значимый
Продолжительность проекта: 01.02.2021г. -10.05.2021г.
Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.
Предмет изучения: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Актуальность проблемы
Публикация «Социально значимый проект „Береги природу — утилизируй отходы!“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2022
Проблемы экологии сегодня в числе первых забот жителей Земли. Защита и оздоровление окружающей среды – долг каждого человека, где бы он ни жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения.
Мусор – проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в городе, поселке, на улице, в общественном транспорте, лесу, на реке. Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью, несмотря на то, что многие виды отходов очень долго разлагаются или вообще не разлагаются.
Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность. Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Цель проекта: воспитание у детей любви и уважительного отношения к окружающей среде, сознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.
Задачи проекта:
Воспитательные:
• Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
• Сформировать у детей отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым.
• Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
• Воспитывать бережное отношение к окружающему миру (природе).
Развивающие:
• Способствовать развитию детской познавательной инициативы.
• Развивать умение анализировать экологическую проблему.
• Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы.
• Развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Образовательные:
• Учить детей видеть и выявлять проблему о причинах загрязнения окружающей среды, находить способы ее решения.
• Формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления дошкольников с миром через наблюдения, опыты, исследовательскую работу, формирование экологических представлений.
• Формировать у детей гуманное, бережное отношения к окружающей действительности, природе.
• Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
• Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путем выявить, какие отходы разлагаются быстрее совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
Этапы работы над проектом.
1 й этап-мотивация.
С целью мотивации детей средней группы на работу над проектом организовала просмотр мультфильмов на экологическую тематику. Во время просмотра мультфильма «Мальчик и Земля» обратила внимание детей на диалог «Земли» и мальчика. Затем последовали вопросы: «Почему нельзя разбрасывать мусор, где попало?», «Почему нельзя загрязнять окружающую среду? Что может произойти?», «Почему нельзя рвать цветы?», «Для чего нужно разделять бытовой мусор?», «Куда отвозят мусор?».
Так возникла идея узнать, сможем ли мы минимизировать накопление отходов и как эффективно вторично использовать отходы. Так была выбрана тема нашего проекта. Мы перешли к заполнению модели трёх вопросов.
2 й этап-разработка совместного плана работы педагогов и родителей над проектом.
Для того, чтобы реализовать данный социально-значимый проект «Береги природу - утилизируй отходы!» одной инициативы детей было мало, поэтому возникла необходимость провести мозговой штурм с педагогами и
родителями по разработке мероприятий плана.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Какие мероприятия можно провести по теме проекта? Что можно внести в РППС? Что нужно сделать для реализации проекта?
•Провести беседы по экологии : «Мусор – это хорошо или плохо?»
«Помогите природе».
«Как правильно утилизировать мусор?» (Н. В.). «Отдых в лесу, на реке».
• Просмотр экологических мультфильмов: Смешарики - «Маленькое большое море», Мими-ми-ми-мишки «Мусорный монстр», Фиксики -Серия «Пластик», «Бумага», «Земля и мальчик». (род. Е. М.)
• Провести экологические акции: «Идешь в магазин не забудь бумажный пакет», «Сдай макулатуру – спаси дерево». (Ж. В.)
• Нарисовать природоохранительные знаки. (Н. В.)
• Опытно-экспериментальная деятельность:
«Рассортируем мусор»,
«Если закопать в землю мусор, что произойдет». (Ж. В.)
• Выпуск экологической газеты. (Н. В.) • Иллюстративный и фото материал. (Н. В.)
• Видеоролики, мультимедийные презентации, мультфильмы. (Ж. В.)
• Альбом с фотографиями экологических катастроф. (род. В. М.)
• Предметные и сюжетные картинки. (Ж. В)
• Бросовый и изобразительные материалы. (Н. В.)
• Игровое оборудование: настольно-печатные и дидактические игры. (Ж. В.)
• Оборудование для подвижных игр изготовленные из бросового. (род. М. И.) • Разработать сценарии развлечения на экологическую тематику. (Н. В.)
• Изготовить Д/игры. (Ж. В.)
• Оформить альбом на тему «Раздельный мусор». (род. А. Ш.)
• Выучить с детьми стихотворения по теме проекта: «Наша планета» Я. Аким,
«Мусорная фантазия» А. Усачёв, Я. Акима «Есть одна планета – сад».
А. Барто «Весенняя прогулка». (Ж. В.)
• Составление рассказов о правилах поведения на природе. (Н. В.)
Разработан план
№ п/п Формы работы Наименование мероприятий
1. Беседы
• «Береги свою землю».
• «Воскресный отдых на природе»
• «Мусор Земле не к лицу!»
• «Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов».
• «Мусор – это хорошо или плохо?»
• «Помогите природе».
• «Как правильно утилизировать мусор?»
• «Что произойдет, если не убирать мусор?»
2. Непосредственно –образовательная деятельность
• «Мы защитники родной природы»
• «Природа - твой друг, береги её, помоги ей!».
• «Виды мусора».
• «Мусор надо разделять!»
3. Экскурсии
• Тематическая экскурсия по территории детского сада. Понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада.
• Наблюдение и беседа «Куда девается мусор?»
4. Чтение экологических рассказов, сказок и стихов
• «Зайчик и Медвежонок» Н. А. Рыжова.
• «Маша и Медведь»,
• «Нет места мусору на Земле!»,
• «Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле»,
• «Могучая травинка» М. Скребцова.
• «Сказка про людей и мусор».
• «Сказка про то, как Чистота Мусор победила».
Экологические стихи:
• «Про рыбалку» А. Ерошин,
• «Прогулка» С. Михалкова,
• «Наша планета» Я. Аким,
• «Мусорная фантазия» А. Усачёв,
• «Не надо мусорить в лесу» М. Крюков.
5. Заучивание стихотворений
• Я. Акима «Есть одна планета – сад».
• А. Барто «Весенняя прогулка»
6. Игровая деятельность Дидактические игры:
• «Рассортируем мусор».
• «Что я видел?»,
• «Расскажи о предмете»,
• «Что лишнее?»,
• «Отгадай материал»,
• «Хорошо - плохо»,
• «Наоборот»,
• «Что из чего сделано».
Подвижные игры:
• «Кто быстрее?»
• «Совы и вороны»
• «Охотники и утки»
• «Медведь и дети»
• «Мыши в кладовой»
Сюжетно – ролевая игра:
• «Семья. Сюжет: Наводим порядок дома»;
• «Очистим улицы города от мусора».
7. Составление рассказов
• Составление рассказов о правилах поведения на природе.
• Составление рассказов по сюжетным картинкам.
8. Рассматривание иллюстраций
• Рассматривание иллюстраций на тему «Мусор вокруг нас».
• Фотографии мусороуборочной техники.
9. Музыкальные развлечения
Слушание частушек.
Инсценировка экологической сказки «Поучительная сказка Зайчика и Белочки».
10. Художественно-творческая деятельность
Рисование:
• Придумай и нарисуй свой природоохранительный знак.
• Оформление плаката «Как спасти планету».
Конструирование «Чудесные превращения»
• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
• Изготовление театра на спичечных коробках.
• Изготовление экологических кормушек для птиц.
11. Опытно-экспериментальная деятельность
• «Рассортируем мусор».
• Закапывание разного вида мусора: бумага, пластиковая бутылка, упаковочный материал, пищевые отходы (для дальнейшего наблюдения за ними).
• «Ознакомление со свойствами бумаги.
• «Как ветер разносит мусор»
12. Просмотр экологических мультфильмов.
• Просмотр презентации «Берегите природу от мусора!»
• Просмотр мультфильмов: Смешарики «Маленькое большое море» серия 41,», Мими-ми-ми-мишки «Мусорный монстр», Фиксики – Серии: «Пластик», «Бумага», «Мальчик и земля», «Как мусор уничтожает мир», «Мультфильм о вреде пластиковых пакетов».
• Просмотр видеоролика «Сохраним природу детям!»
13. Работа с родителями
Консультации:
• «Эти правила помогут уменьшить количество мусора в городе».
• «Отходы – это полезное сырьё».
• «Как можно использовать бросовый материал с пользой».
• Буклет «Умеем ли мы беречь природу?».
• Участие в сборе бросового материала.
14. Экологические акции
• «Идешь в магазин не забудь бумажный пакет»,
• «Сдай макулатуру – спаси дерево».
Для реализации плана проекта «Береги природу - утилизируй отходы!» в группе были созданы условия. Изучив интересы детей, мы обогатили предметно-развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Центр науки:
• Альбом «Жалобная книга природы».
• Фотографии мусороуборочной техники.
• Фотографии «Виды отходов».
• Презентация «Как перерабатывают мусор».
• Энциклопедии по разделу «Экология».
Центр математики:
Развивающие игры:
• «Палочки Кьюизенера».
• «Блоки Дьенеша».
• Набор цифр и геометрических фигур.
• Головоломки, лабиринты.
Центр экспериментирования:
Оборудование для экспериментирования:
• Стаканы, вода, тарелочки, ложки.
• Бумага разного качества.
• Пластик.
• Лупа.
Центр книги и общения:
• Альбом с фотографиями экологических катастроф.
• Художественная литература по теме проекта.
• Энциклопедии.
• Предметные и сюжетные картинки.
• Элементы театральных костюмов.
Центр конструирования:
Бросовый материал:
• Коробки.
• Киндеры.
• Пробки.
• Крышки.
• Разовые стаканы.
• Киндеры.
• Цветы.
• Трубочки от коктейля.
• Цветной картон, цветная бумага.
• Различные конструкторы.
• Спичечные коробочки.
• Картонная втулка.
Центр искусства:
• Пластилин.
• Акварельные краски.
• Восковые мелки.
• Фломастеры.
• Штампы.
Центр игры:
• Игрушки мусороуборочная техника.
• Настольно-печатные игры по экологии и сортировке мусора.
• Дидактические игры.
3 этап- практический.
Ежедневно при проведении утреннего круга воспитатели рассказывали детям о том, какие материалы приготовлены в каждом центре по теме проекта.
Наиболее востребованными были центр книги и общения, центр игры, центр экспериментирования и конструирования.
Работа над проектом началась с тематической экскурсии по территории детского сада. Во время прогулки воспитатель обратил внимание детей на наличие мусорного бункера и мусорных баков на территории ДОУ.
Понаблюдав за работой дворника, и работников кухни с детьми удалось проследить путь отходов: мусор – мусорное ведро – мусорный контейнер.
Вместе с детьми посмотрели презентации, мультфильм «Мальчик и земля», о загрязнении окружающей среды. Детей заинтересовала данная проблема. Особый интерес вызвали у детей беседы по темам: «Воскресный отдых на природе», «Мусор – это хорошо или плохо?», «Что произойдет, если не убирать мусор?».
Детям было предложено придумать и нарисовать запрещающие экологические знаки. Каждый ребенок постарался и выполнил задание по-своему. Воспитатели, совместно с детьми, из нарисованных знаков оформили плакат «Как спасти планету».
С помощью эксперимента «Как разлагается мусор» совместно с детьми решили выяснить, исчезает ли мусор в природе или остаётся в ней навсегда. Вместе с детьми средней группы закопали бытовой мусор (бумагу, пищевые отходы, пластиковую бутылку, пакет) и поставили таблички. Откопав мусор через три месяца, дети выяснили: пищевые отходы и бумага исчезли, а пластиковая бутылка и пакет остались лежать в земле в том же состоянии.
В результате эксперимента дети сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор и бумагу можно закопать, а всё остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.
Но полученные после проведения эксперимента результаты, между тем не дали ответа на очередные вопросы «Если никто не будет сорить - это очень хорошо, но мусор всё равно надо куда-то девать», «Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество мусора?
Цикл занятий на тему «Как помочь природе?», «Природа - твой друг, береги её, помоги ей!», «Виды мусора» помог детям осознать то, что мусор-это отходы человеческой деятельности и от мусора, оставленного на земле, страдает не только почва, но и большая часть экологического мира. Как результат дети сделали вывод, что природу необходимо беречь, так как мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду.
А в рамках НОД на тему «Мусор надо разделять» дети выяснили, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.
Воспитателями группы была изготовлена дидактическая игра «Сортируем мусор», приобретена игра-лото «Раздели мусор».
Изучив правила игры, дети научились безошибочно сортировать мусор.
Полученные знания дети применили в сюжетно-ролевой игре «Очистим улицы города от мусора».
Таким образом, основным вариантом решения проблемы стала грамотная сортировка мусора для его дальнейшей переработки. Родителями было предложено побывать с детьми в местах, где установлены цветные контейнеры, объяснить их назначение. Дети попробовали самостоятельно распределить мусор в соответствующие баки.
Из видеоролика «Мусор уничтожает мир» дети узнали интересную информацию о том, что рядом со специальными свалками люди не живут, так как там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Всё это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор, где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоёмах и полях.
В группе так же были организованы экологические акции.
Проведение экологической акции «Идешь в магазин не забудь бумажный пакет» помогла объяснить детям значимость данного мероприятия. Родители с детьми посетили продуктовые магазины, отказавшись от полиэтиленовых пакетов, так как они у нас в большом количестве разносятся ветром и могут несколько сотен лет лежать на природе и гнить, или еще хуже - попасть в реки.
Совместно с детьми был сделан вывод: полиэтиленовый пакет — основной загрязнитель окружающей среды, являющийся причиной гибели морских животных и птиц.
Проведение акции «Сдай макулатуру – спаси дерево» помогло детям понять то, что макулатуру можно использовать для производства новой бумаги и это спасет деревья от вырубки. С большим энтузиазмом в акции участвовали воспитанники и родители, которые приносили старые газеты, журналы, книги, картонные упаковки.
Следующий вариант для решения проблемы - экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, делиться с друзьями книгами, игрушками. Это поможет уменьшить количество выбрасываемых вещей.
И самое творческое решение проблемы - дать вторую жизнь бытовым отходам. Так как мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его можно использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок. Мы с детьми открыли творческую мастерскую «Чудесные превращения». Изготавливая поделки из киндеров, дети испытали массу удовольствия. Но ещё больше радовались, когда видели, что наши поделки находят применение в образовательной деятельности и в жизни детей в детском саду. Особенно увлекла детей работа по изготовлению экологических кормушек для птиц. Для изготовления кормушек пригодились картонные коробочки из - под чая, картонные втулки от туалетной бумаги.
4 этап - итоговый.
Итоговое мероприятие проекта - открытие галереи «Вторая жизнь упаковки» с участием детей и родителей.
Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.
Далее педагоги вместе с детьми и родителями проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого участника проекта.
Вопросы к детям:
• Знаете ли вы зачем надо разделять мусор?
• Что нового и интересного вы узнали, чему научились?
• Как и где будете использовать свои знания?
• В каком Центре вам интереснее всего было работать и почему?
• Что вам больше всего понравилось или удивило в ходе выполнения проекта?
Вопросы к родителям:
• Как Вы считаете, чему научились дети?
• Какие мероприятия плана были наиболее удачными?
• Что нового Вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
• Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги проанализировали результаты проекта.
Полученные результаты проекта:
• у детей сформированы знания о значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
• дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней;
• дети осознали важность природоохранных мероприятий;
• дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
• дети знают, что нужно сделать, чтобы не загрязнять окружающую среду;
• дети научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;
• дети знают, что нужно бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные поделки.
Вопросы педагогам:
• Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
• Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта? Почему?
• Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективными для решения задач проекта?
• Что нужно будет учесть в следующий раз?
Список использованной литературы:
• Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
• Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб : Детство – пресс, 2002г