наталья мусинова
Обеспечение социально-психологического благополучия детей дошкольного возраста с помощью технологии «Куклотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Куклотерапия – это раздел частной психотерапии (арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Если говорить проще, то куклотерапия – это метод лечения с помощь кукол.
Публикация «Обеспечение социально-психологического благополучия детей дошкольного возраста с помощью технологии „Куклотерапия“» размещена в разделах
Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.
Не секрет, что игра для ребёнка дошкольного возраста очень важна. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.
Особое значение для психического развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. Ребенок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель. реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков. Как считает B.C. Мухина, кукла для ребенка — не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребенка и с помощью его воображения кукла «ведет себя» так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Именно поэтому в большинстве случаев события и свойства персонажей игры вполне обоснованно можно рассматривать как результат проекции внутренних переживаний ребенка.
Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод лечения с помощью кукол основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя). В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт-терапии (Г. Денисова, Л. Лебедева, А. Осипова, игротерапии (А. Тащева, С. Гриднева) или выделяют отдельно. Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимального выражения, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.) и снятием нервно-психического напряжения. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец всегда должен быть позитивным.
Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление, катарсис. Дети достигают эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и. куклы-костюмы.
Куклы-марионетки. Такие куклы состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая — руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции, а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении находится герой). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.
Пальчиковые куклы. Наиболее простой вариант пальчиковой' куклы — шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно также изготавливать из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
Теневые куклы. Их используют для работы теневого театра и изготавливают из черного картона или бумаги. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. К конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить его по экрану. Играя с куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается эмоциональной напряженности, пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.
Веревочные куклы. Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются w одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или кнопках и свободно двигаются. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют. различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я».
Перчаточные куклы. Основанием-туловищем куклы служит перчатка, голову чаще всего делают из папье-маше. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Куклотерапия может применяться в развитии речи детей дошкольного возраста. А. Ю. Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По ее мнению, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее — это же не он говорит, а его герой. В кукольном театре очень важно развитие речи. «Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.