Иванова Татьяна
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Не на то надо смотреть, где человек родился,а каковы
его нравы, не в какой земле, а по каким принципам
решил он прожить свою жизнь….
Апулей
Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем? Для начала надо понять, что стоит за этим.
Публикация «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. То есть, социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества. Немаловажное значение имеет и то, что человек не просто что то знает и умеет, но и применяет свои знания на практике, то есть активно действует, включается в социальную среду.
Что же такое нравственность? Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.
Таким образом, дав определения, можно ответить на поставленные выше вопросы. Так что же объединяет эти два понятия? Прежде всего, и в том и в другом центром является конкретный человек (индивид, его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды. Возможно ли изменить взгляды взрослого, уже сформировавшегося человека, личности? Я думаю что вряд ли. Почему нашему старшему поколению, чья молодость и зрелость пришлась на 80-е годы, так тяжело приспособиться к нашей действительности? Ведь вроде бы все для них: создали среду, дали знания, давайте, перестраивайтесь. А нет, они продолжают жить прошлым. Потому что нельзя у взрослого сформировавшегося человека – личности полностью поменять его взгляды, суждения, мнения. Подкорректировать – может быть, а полностью поменять не получиться. Так что же следует из этого? А то, что именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. Вспомним высказывание Плеханова в работе «Карл Маркс о французском материализме XVIII века» : «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком». Я думаю, нельзя сказать более точно. И именно поэтому мы, в нашем детском саду, таким образом формируем предметно-развивающую среду, а также процесс обучения и воспитания, что бы наши дети смогли как можно больше вынести для себя полезного, не просто что то узнать, но и применить свои знания на практике.
Хорошей традицией у нас стало проведение праздника «Шежере – байрам», в котором принимают участие дети всех возрастных групп, родители и педагогический коллектив. Здесь всегда царит атмосфера добра, обыгрываются традиции и обычаи различных народов, показываются, как выстраиваются взаимоотношения в семье, как один и тот же человек примеряет на себя различные социальные роли. То есть, закладывается база из знаний о нашем обществе в целом и о каждом человеке в частности. И мы видим, что знания, которые получают наши дети не забываются. Они находят свое отражение в их поступках, суждениях, высказываниях, отношении к окружающей действительности. Мы никогда не забудем случай, произошедший на этом празднике. В группе был очень сложный ребенок, агрессивный, мог запросто ударить маму, воспитателя. И вот, праздник в самом разгаре. Проводится игра «Ласковые слова». Суть игры в том, что два человека (родитель и его ребенок) встают друг на против друга на определенном расстоянии. Нужно встретиться на середине пути, делая по одному шагу и говоря при этом ласковое слово. Вызываем его, не идет. Выходит девочка и ее мама. Игра начинается. Сколько ласковых слов сказано ими. Замечаем реакцию того мальчика. На лице ухмылка. Вызываем следующую пару. Уже не улыбается, насупился. Вызываем третьих участников. Вдруг этот мальчик с ревом подбегает к своей маме, обнимает ее, целует и говорит: «Мамочка, ты у меня самая лучшая! Я тебя очень люблю! Пойдем играть!». После этого праздника, мальчика как подменили. Он стал более ласковый, агрессия его конечно не исчезла совсем, но мы научились с ней справляться. Теперь этому мальчику уже 15 лет, а он до сих пор приходит к нам в гости и вспоминает этот случай.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь