гречишкина наталья
Социализация детей дошкольного возраста посредством выполнения коллективных работ
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дети дошкольного возраста в силу своих особенностей всегда стремятся удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями и запросами других людей. Поэтому одной из задач в детском саду является обучение дошкольников умениям жить среди людей. Для этого нужно научить детей заниматься коллективной работой.
Обычно на занятиях и в свободной деятельности дети выполняют каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Замечено, что дети любят и коллективные работы, когда создается один общий продукт - картина, композиция. Это – коллективные работы, которые достигаются через коллективные формы организации детей.
Публикация «Социализация детей дошкольного возраста посредством выполнения коллективных работ» размещена в разделах
В средне группе №4 коллективные работы с детьми создаются в рамках изобразительной деятельности по рисованию, лепке, аппликации или в их сочетании и объединении (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Для того, чтобы научить ребенка работать в коллективе, нужна мотивация. Мы объясняем детям, что вместе сделать картину, панно, композицию гораздо проще, чем одному
Коллективные работы с детьми мы начали создавать с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей ;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.
Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.
Темы коллективных работ мы выбираем разнообразные, но особенно нас привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Воспитател детского сада «Антошка» учат детей восхищаться красотой природы родного края.
А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам. Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.
На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.
Иногда дети нашей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина. А в последнее время наши воспитанники учатся выполняють более сложные и разнообразные задания (Дом, пейзаж и т. п.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать. Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях.
Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.
В процессе коллективной деятельности дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, планировать, договариваться, подсказывать, сопереживать.
Воспитатели нашего детского сада «Антошка» стараются научить детей договариваться, уступать друг другу, ценить помощь. А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции.
Необходимо отметить, что семья – это и есть маленький коллектив, который должен функционировать, как единый организм. Ребенок, получивший навыки коллективной работы еще в семье сможет более органично вписаться в больший коллектив детского сада, школы.
Поэтому хотелось бы порекомендовать родителям наших воспитанников обратить внимание на подобный вид семейной деятельности, как наиболее эффективный метод в рамках социализации и дальнейшей успешности вашего малыша, его подготовки к жизни в обществе.
Для выполнения наиболее успешной семейной работы лучше приступать к крупной, объёмной работе, т. к. она будет более наглядна и масштабна для вашего малыша, таким образом она лучше запомнится даст положительный отзыв в более зрелом возрасте на эмоциональном уровне. Уделяя больше времени общению с ребенком, родители, тем самым, улучшают взаимоотношения укрепляют семейные узы, а в случае реализации общесемейного творческого процесса воспитывают не только социально активную личность, но и способствуют всестороннему развитию ребенка во всех образовательных областях. Дети получают социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.