Патрунова Надежда Александровна
Эссе «Воспитатель 21 века, каким он должен быть»
Сочинение – рассуждение
«Воспитатель 21 века, каким он должен быть.»
О том, каким должен быть воспитатель, я думаю, многие не задумываются до тех пор, пока собственные дети не подрастут и пойдут в детсад. И напрасно, ведь детство –очень серьезный и важный этап в жизни человека, время развития всех сил, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта, обращение к духовной жизни, становление самосознания.
Публикация «Эссе „Воспитатель 21 века, каким он должен быть“» размещена в разделах
И «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», -так писал В. А. Сухомлинский, и я считаю, что с этими словами педагога многие согласятся в наши дни.
Педагогам дошкольного образования – воспитателям - современное общество предъявляет очень высокие требования. Ведь в руках педагогов находится будущее детишек. Будущее воспитанников, а значит, наше тоже. Будущее нашей страны, как бы громко бы это не звучало.
Итак, воспитатель 21 века, каким он должен быть?
Многие люди считают, что воспитатель – это тот, кто гуляет с детьми, следит за их чистотой, за тем, как они покушали и т. д. Однако за кажущейся лёгкостью скрывается огромный педагогический труд. Ведь не каждый понимает, что можно не просто вывести детей на прогулку подышать свежим воздухом, а погулять так, чтобы ребятишки действительно физически активно провели время. Помимо этого, во время прогулок очень важно учить детей играть в различные подвижные коллективные игры, соблюдать правила, тем самым и помогать им приобретать навыки непосредственного уважительного и тёплого общения друг с другом. Дошколята очень эмоциональные, восприимчивые, впечатлительные. Поэтому в любых видах совместной деятельности им необходимо получать новые впечатления, знания, эмоции. Прогулка может быть хорошим поводом для этого. Обращая внимания на различные природные явления, на красоту привычных вещей, рассказывая о закономерностях, существующих в нашем мире, ты видишь, какой отклик в душе у детей находит эта информация. Понимаешь, что потраченное время прошло недаром, принесло большую пользу, подарило позитивные эмоции, сблизило детский коллектив ещё больше. Так даже обыкновенная, казалось бы, прогулка с детьми превращается в насыщенную совместную деятельность, наполненную различными развивающими и интересными элементами. А если учесть, что в режиме дня детского сада существует много мероприятий, организационных моментов, которые необходимо провести с пользой и удовольствием, то начинаешь понимать, какой труд лежит в основе работы воспитателя. " Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму"- так еще говорил Сократ. И ребёнок усваивает всё прочно и надолго тогда, когда слышит, видит и делает всё сам. Да, профессия воспитателя очень сложна, требует огромной работоспособности, самоотдачи, но как интересна. Каждый день приходится что-то придумывать, «рыться» в новой литературе, рассказывать так, чтобы тебя слушали с горящими от любопытства глазами и понимать, что ты кому-то нужен и тебя ждут и любят. Конечно, чтобы современным детям было действительно интересно, нужно порой постараться, придумать что-то новое, необычное, самим воспитателям потрудиться, изучить опыт других педагогов. Но этим и хороша данная профессия. Ты учишься сам мыслить с позиции ребёнка.
Размышляя над тем, каким должен быть воспитатель, хочу подчеркнуть, в первую очередь, он, как и во все времена, должен быть образцом духовности, воспитанности, порядочным и честным, добрым и справедливым человеком. На мой взгляд, эти главные качества воспитателя были и остаются самыми необходимыми. Подтвердить эту мысль можно, немного перефразируя слова одного из писем святителя Игнатия Брянчанинова: «Знайте, что паче всех ваших наставлений ваших словами, жизнь ваша будет самым сильным наставлением для детей».
Современный воспитатель - это творческая личность. Ведь вместе с детьми мы живем в мире сказок, фантазий. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» игрушки, читать стихи, рассказывать сказки, делать поделки из бросового и природного материала, перевоплощаться в различных героев. Когда из обычной «коряги» руками воспитателя получается какой-нибудь сказочный персонаж, дети думают что произошло волшебство, а воспитатель – это волшебница.
Задача современного воспитателя заключается в том, чтобы воспитать творческую, креативную, коммуникабельную личность. В детском саду нужно создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Каждый педагог должен понимать, что нет единого подхода к детям, все они такие разные. Настоящий педагог должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, ведь приходится работать не только с детьми, но с их родителями. Каждый родитель мечтает о добром, умном, любящем детей воспитателе. Необходимо наладить контакт с родителями, считаться с их мнением, быть взаимовежливыми. Главная задача воспитателя в работе с семьей – заинтересовать родителей своими новыми идеями, грамотным подходом. Ведь педагоги и родители делают одно общее дело - воспитывают детей. А как нелегко работать с родителями, а точнее найти к ним подход. Ведь сколько людей, столько разных характеров. И очень важно, что родители доверяют воспитателю самое дорогое, что у них есть – своих детей. Я уверена, что секрет мастерства заключается в том, что необходимо организовать педагогическое взаимодействие с родителями таким образом, чтобы у них всегда была возможность стать непосредственными участниками жизни своих детей в детском саду. Современный воспитатель не стоит на месте, ищет новые пути и методы работы не только с детьми, делает свою профессию интересной, социально востребованной.
21 век - это век развития новых технологий. Современный воспитатель должен идти вперед, совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки. Уметь владеть компьютером, пользоваться Интернетом, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но не надо забывать о старом, например, устном народном творчестве, фольклоре.
Для того, чтобы достичь желаемых результатов, и идти в ногу со временем, необходимо иметь хорошую материальную базу детского сада (компьютер в каждой группе, Smart-доску, Интернет). Да, воспитатель должен идти в ногу со временем, безусловно, необходимо, чтобы он владел новейшими технологиями, умел ориентироваться в мире политики и современных достижениях техники, должен быть, юридически и экономически грамотным. Это так, но есть еще одно немаловажное качество воспитателя, возможно, самое главное – любить чужих детей! Ведь рядом с ним дети, дети разные, не похожие друг на друга, веселые и любознательные, робкие и застенчивые, дерзкие и неугомонные, «молчуны» и «болтушки». И как приятно услышать, когда к тебе подходит ребенок и начинает свой диалог со словами: «Мама, ой, …», а на душе становится так тепло и радостно, потому что дети чувствуют, ты любишь их такими, какие они есть, и что детский сад и группа, в которой они воспитываются для них как второй дом и семья, главное - создать благоприятную атмосферу для этого. Воспитатель объясняет своим малышам простые, но удивительные вещи, рассказывает, как важно быть добрым и честным, любить себя и своих близких. Еще очень важно для воспитателя лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей желание сделать следующий шаг. Воспитатель отдает частичку своего сердца, своей души детям, которых любит не за что-то, а просто так, что это человек, личность. Когда каждый день видишь глаза маленьких воспитанников, понимаешь, как ты нужна им, они ждут тебя, радуются встрече, ждут новых открытий, интересных встреч и историй.
В руках воспитателя судьба ребёнка, который может стать Человеком, Личностью. Значит, от него во многом зависит, по какой дороге пойдет в будущее маленький человечек. Это очень ответственно. Он должен соответствовать своему предназначению. Поэтому каждый день воспитывать в первую очередь себя. Учиться преодолевать сомнения, трудности, уныние. Учиться верить в себя самому и учить верить в себя своих маленьких друзей. Каждый день ставит перед воспитателем новые задачи, и он должен стараться их преодолеть: осваивать новые области и технологии, доступные информационные источники, сочетать в себе учителя и артиста, художника и строителя, психолога. Это его инструменты в воспитании дошкольников. Его работа – вести детей в будущее. Дорога не проста и сложна. Вместе с детьми мы каждый день открываем для себя целый мир. Мир, полный Любви и Доброты, что очень сложно сделать в наше время. Добрый человек — сильный человек. Он может помочь слабому, способен делать открытия, делать нашу жизнь лучше. За ним будущее. И чтобы наши дети были уверены завтрашнем дне, воспитатель не имеет права обмануть их. Он должен научить их верить в себя, быть правдивыми, сильными, честными.