Наталья Махметова
«Знакомство детей с искусством» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительное искусство важно для нравственного воспитания. Оно пробуждает в людях добрые чувства ко всему живому, сопереживания, формирует умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе. Процесс нравственно- эстетического воспитания сложен и многогранен. Педагог должен активно поддерживать стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть умным, красивым, добрым. Значение старшего дошкольного возраста для духовного возделывания души трудно переоценить - так податлива и открыта она. А искусство - не только один из способов познания мира, но и само являет собой мир. Уже не первый год в нашем детском саду приоритетной считается задача художественно-этетическое развитие детей. В старшей группе продолжается работа по ознакомлению с искусством по воспитанию умения воспринимать произведения живописи, скульптуры.
Публикация «„Знакомство детей с искусством“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Дети старшего возраста продолжают знакомиться с живописным пейзажем и его видами, формируется эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах Исаак Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. Е Репина
Формируются у детей умение внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать ее звуки, запахи, формы. Для этого в мы проводим игры «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ» Цель: развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
«К нам пришел волшебник «Я слушаю, Я ощущаю запах» Цель: Формировать умение детей описывать объекты, изображённые на картине, с помощью органов чувств.
«Кто о чем говорит» Цель: Формировать у детей умение составлять диалоги от лица объектов картины.
В своей работе мы использовали технологию Р. М. Чумичева «Дошкольникам о живописи» М. Просвещение 1992 года автор предлагает оригинальную систему методов и приемов ознакомления детей с жанровой живописью.
Развивать воображение и ассоциативное мышление ребенка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства, способствовать к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим. Проводили игры «Что было, что будет» Цель: Формировать умение у детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
«Перспектива» Цель: дать детям знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближении предметов переднем и заднем плане картины.
«Подзорная труба» Цель: Формировать у дошкольников умение выделять объекты, изображённые на картине.
При знакомстве с картинами натюрмортами мы организовываем выставку репродукций картин предлагаем, детям молча их рассмотреть, полюбоваться. Когда все обойдут дети выскажут свое мнение.
На тематической недели «Грибы, ягоды» мы с детьми составляли композиции вырезанных из бумаге грибов и ягод, для этого знакомили с понятием, что такое натюрморт. Рассмотрели репродукции картин Лидии Доценко, Е. Сергеенко, А. Акименко, И. Кончаловского давали понятия какой натюрморт считается однопорядковый, а какой смешанный.
Так же проводились игры. «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАТЮРМОРТ»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
«ИЗМЕНИ И ПОСМОТРИ»
Цель: показать детям, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения колорита (цветового сочетания) в картине.
Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека. Ребенок имеет возможность ощутить себя, то простым мальчиком, то солдатом. Способность поставить себя на место другого, почувствовать радость, огорчение, удивление порождает чувства с причастности. На первом этапе знакомили с портретом как с жанром, показав его отличия от пейзажа и натюрморта. На следующем этапе я показывала взаимосвязь выражения лица, позы, одежды. Обращала внимание, что нужно всматриваться в лицо, увидеть его состояние через выражения губ, бровей глаз. Мы рассмотрели репродукции картин А. И Сурикова «Автопортрет», «Барышня со скрещенными на груди руками», Левитан «Автопортрет», Васильев «Старец», дали понятия, что такое автопортрет и портрет. В играх, развивали наблюдательность. Например «Собери портрет»
Цель: Закрепление знаний о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.
Скульптура один из видов изобразительного искусства. В отличие от
живописи и графики скульптура имеет реальный объем и специфический
материал. В окружающей действительности дети встречаются с
произведениями скульптуры разных видов (монументальной - монументы,
памятники; станковой - украшает здания, интерьеры и скульптурой малых форм - это вид станковой скульптуры отличается малыми размерами и материалом (воск, керамика, глина, фарфор)
На тематической недели «Мой город» дети рассматривали фотографии памятник «Первопроходцем нефтяникам и газовикам», обелиск «Советская Армия освободительница», потом предлагали родителям сходить к памятникам и рассмотреть их. Так же рассматривали скульптуру малой формы «Лошадь» для показа лепки лошади в движение.
При знакомстве детей со скульптурой человека проводили такую игру. Она помогает лучше понять работу скульптора. Эта игра заключается в следующем - дети создают скульптуру. Для этого один из детей становится «скульптором», а другой «материалом», из которого
«создают» скульптуру. Скульптор ставит скульптуру в определенную позу, находит необходимое движение рук, ног, головы и пр.,
добиваясь нужного образа. Дети с удовольствием исполняют оби роли. И что самое главное, подобные игры побуждают детей к активной деятельности.
При создании образа лошади мы рассматривали скульптуру коня, где проанализировали, из каких объемных форм состоит фигура и как их соединить в целое. Обсудили, как легко добиться нужного движения при создание образа.
Как организовано планирование деятельности воспитателя и детей в нашей группе по ознакомлению с изобразительным искусством. Непосредственная деятельность по ознакомлению с искусством мы включили в познавательную деятельность по темам «Мой город Похвистнево» знакомили со скульптурой города, По теме «Осень» мы организовали выставку репродукций картин пейзажей, где определяли какая осень ранняя, золотая или поздняя изобразили художники в своих работах. На тему:«Дары осени» знакомили с натюрмортом, где детям предлагалось «войти» в картину и представить какие запахи там можно ощутить, обозначить их словами. Через речевую деятельность «Составления творческого рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень», Саврасова «Грачи прилетели». Знакомство с художниками иллюстраторами проходит у нас в художественно-эстетической деятельности через чтение произведения и рассматривание иллюстраций к произведениям С. Маршака «Почтальон», К. Чуйковского «Федорино горе», при рассказывание русской народной сказки «Зимовье», чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей», В. Сутеева «Кораблик». Так же мы использовали как часть непосредственной деятельности детей при интеграции областей. При чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» знакомили с картиной Васнецова «Три богатыря», при чтение рассказа Н. Подлесовой «Бронзовый солдат» рассматривали картину репродукции памятника «Неизвестному солдату». Во время рисование на тему «Моя семья», «Я-человек» закрепляли знание о портрете, познакомили по понятие мимика лица. На тематической недели «Как хлеб на стол пришел» при рисование по теме «Колоски», знакомились с пейзажам Шишкина «Рожь», Мясоедова «Страдная пора». Знакомство с искусством включали мы и в творческие часы, где развивали умение различать цвета и оттенки, выделять средства художественной выразительности, как меняется содержание картины, чувство настроение в зависимости от изменения колорита.
По ознакомлению с жанрами нами использованы различные методы и приемы: чтение произведений, отгадывание загадок, речевые игры "Художественный салон" на умение составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности; "Найди лишний". «Художники-рестовраторы», «Собери портрет» на закрепление жанров изобразительного искусства" Большое значение уделяем развитию самостоятельной художественной деятельности: стремлению проявить себя как в рисовании так в лепке, драматизации и т. д. В результате чего уровень развития по направлению художественно-эстетическом если сравнить с результатами учебного года 2012-2013 и результатами 2013-2014 года
2012-2013 2012-2013 2013-2014 2013-2014
сентябрь май сентябрь май
В-13%
С-66%
Н-21% В-57%
С-43%
Н-0% В-24%
С-62%
Н-14% В-63%
С-37%
Н-0%
Как видно из таблицы уровень освоения программных задач по сравнению с прошлым годом повысился на 7%, а с началом года на 14%.
У детей стали разнообразней средства выразительности для создания образа в своей работе, передаче настроения, чувства. Переносили свои умения на создания работ для оформления группы, выставок, изготовления подарков. Привлекались родители к работе по ознакомлению детей с искусством, предлагали во время прогулок рассмотреть красоту природы, сходить к памятнику «Неизвестному солдату», привлекали к созданию выставок «Моя любимая книга», «Изготовления макетов мебели из бросового материала», «Дары осени», «Царство белого цвета»