Ирина Горячкина
Экологическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Воспитательно-образовательная работа осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов деятельности: прогулок, наблюдений, игр, индивидуальных бесед с детьми.
Темочки:
Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения. Для этого создать необходимые условия в группе и на участке д/с. С помощью игрушек и картинок можно познакомить детей с домашними животными, научить узнавать и называть этих животных и их детенышей. Следует развивать у детей интерес к животным, желание рассматривать их в действительности и на картинках: формировать доброжелательное отношение к ним. При рассматривании картинок можно задать детям вопросы: Кто нарисован на картинке? Что делает кошка, собака? Как называются детеныши? Что имеется на голове у животного? Что любит лакать кошка? Как мяукает кошка и котята? Если дома у ребенка есть кошка или собака, можно попросить его рассказать о них; спросить, какого они цвета, чем питаются, как их зовут; Побеседовать с детьми о том, как нужно заботиться о домашних животных. На прогулке можно понаблюдать за кошкой, за ее повадками, рассмотреть части тела, спеть песенку: «Киска к детям подошла, молочка просила» и т. д. Предложить имитацию движения кошки, голоса, как она лакает молоко.
Для закрепления знаний о животных можно поиграть с ними в игры -«Большие и маленькие». «Кто как кричит».
В каждой группе есть уголок природы, где можно познакомить детей с комнатными растениями, обратить внимание детей на красоту листьев и распустившихся цветов. Показать, как нужно правильно поливать растения (наклонить лейку и лить воду под корень, протирать листья. Если ребенок проявляет желание помочь взрослым, можно поручить ему протереть листочки после показа взрослого. Спросить, почему нужно поливать растения. Пусть ребенок выскажет свою точку зрения, даже если она неправильная. При наблюдении помочь детям увидеть изменения, происходящие с растением на протяжении определенного времени - появились новые листочки, растение зацвело.
Во время прогулок продолжать знакомить малышей с разнообразной палитрой цветов, звуков, запахов. Например, весной можно обратить внимание на первую появившуюся травку (она зеленая, нежная, шелковистая, не распустившиеся одуванчики (они как маленькие солнышки на поляне, на пение птиц (воробьи весело чирикают).
Обратить внимание на красоту природных явлений (радуга в небе после дождя, яркое солнце, голубое небо).
Формируя элементарные представления детей об изменениях в природе рассказать о временах года: весна, лето, осень и зима. Весной, например, рассматриваем зеленую травку, обращаем внимание на то, как становится красиво на участке: на деревьях распускаются листочки, появляются первые весенние цветы; понаблюдать за птицами, прилетающими на участок. Прочитать стихотворение А. Барто «Птичка»; Используя художественное слово почитать потешки про солнышко: «Солнышко-ведрышко», «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко». Летом в солнечный день в группе можно организовать игры с солнечными зайчиками, упражняя детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями: «Солнечные зайчики играют на стене.» На участке воспитатель организовывает игры с песком и водой, в процессе которых дети знакомятся с их свойствами. После дождя показать детям радугу, читая стихотворение «Радуга-дуга не давай дождя!»
Особую радость принесет детям сбор природного материала для изготовления поделок: камушек, желудей, шишек, веточек.
Воспитатель в присутствии детей может создать интересную поделку из природного материала. Можно привлечь к этому детей: подать шишку, подержать веточку и т. д.
Осенью воспитатель предлагает полюбоваться разноцветными осенними листьями, учит называть их основные цветы, предложить собрать букет из понравившихся листьев. Для закрепления знаний можно провести д/ игры: «Найди такой же листок», «Покажи красный (желтый) листок.
Можно провести подвижную игру «Мы осенние листочки». Предложить детям подуть на листочки, как дует осенний ветер. На прогулке обратить внимание на то, как одеты люди на улице. В группе поиграть с детьми в д/ и: «Чудесный мешочек»; «Найди и назови», которые способствуют закреплению знаний о характерных признаках овощей и фруктов.
Зимой обращаем внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома. Как он падает, предложить детям потрогать снег для ознакомления с его свойствами (холодный, белый, тает от тепла, ладошки). Если снег липкий приобщить детей к лепке снеговика. Рассматривание елочки, запорошенной снегом.
Предложить спеть песенку «Елочка», «Зима». Во время обучения трудовым действием детей третьего года жизни следует помнить, что в этом возрасте важен не результат труда, а сам процесс. Дети подражают взрослым и поэтому очень важен правильный показ способов действия.
На прогулке в осенний период предложить детям помочь воспитателю убрать на участке опавшие листья. В зимнее время учить правильно обращаться с лопатой, которой расчищаешь дорожки от снега. В летний период предложить детям помочь собрать на участке камушки, бумажки. В процессе прогулок и трудовых действий воспитатель продолжает познавательный интерес и бережное отношение к объектам природы, поощряет желание помогать взрослым.
Надо помнить, что каждый ребенок должен почувствовать важность того, что он делает.