Анастасия Клименкова
Сообщение «Театрально-игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрально-игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего возраста»
Театрально-игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего возраста.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Публикация «Сообщение „Театрально-игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникативная деятельность предполагает:
1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
2. Освоение детьми разными видами деятельности.
3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.
Актуальность проблемы состоит в следующем: театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Театрально-игровая деятельность позволяет решать вопросы развития личности: умение организовывать общение со сверстниками, чтобы быть интересным окружающим; умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, коммуникативности.
Предметно-пространственная среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом учитывается: индивидуальные социально - психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.
Проектирование зоны театрально-игровой деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно пространственной среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.
Возникла необходимость создания системы по театрально-игровой деятельности дошкольников. Совместно с руководителем театральной студии была разработана план - программа работы театральной студии «Теремок» для средней группы, которое включает в себя: пояснительную записку, учебный план, перспективное планирование работы студии в средней группе.
В театральной студии были использованы такие формы работы как:
1. Инсценировка песен
2. Театральные этюды
3. Развлечения, утренники
4. Творческие упражнения, подвижные игры
5. Театрализованные представления
Методы работы с детьми:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;
• упражнения по формированию выразительности исполнения;
• упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
• упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;
• речевые упражнения;
• разыгрывание пластических и мимических этюдов;
• знакомство с музыкальными средствами выразительности;
• развитие певческих способностей;
• упражнения релаксационного характера на снятие внутренних и поведенческих зажимов, преодоление скованности и неуверенности в своих артистических способностях.
Работа театральной студии «Теремок» будет продолжаться на протяжении двух лет в средней и старшей группах. Поэтому «театральная среда», как ее любовно называют дети, должна стать доброй традицией в ежемесячном общении детей, педагогов и родителей.
Нерегламентированная театрализованная деятельность осуществляется детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.
В конце каждого месяца дети показывают подготовленный «отчетный» спектакль воспитанникам детского сада, родителям. Постановка спектаклей может быть приурочена к определенным праздникам.
Важной частью содержания работы по театрально-игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей дошкольников является работа с родителями.
1. Изготовление ширм, декораций
2. Индивидуальные беседы с родителями
3. Стенды, консультации для родителей
4. Шитье костюмов
Для определения значения для родителей театрально-игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей старших дошкольников, было проведено анкетирование (Приложение1).
Приложение3
Анкета для родите
лей[/b]
Цель: определение значения развития коммуникативных способностей старших дошкольников средствами театрально-игровой деятельности.
1. Знакомы ли вы с определением «коммуникативные способности» ребенка?
2. Как вы считаете, для чего необходимо развивать коммуникативные способности Вашего ребенка еще в детском саду?
3. По Вашему мнению, что такое театрализованная деятельность?
4. Насколько важно, по Вашему мнению, для ребенка умение выбирать и распределять роли в театрализованной игре? В чем заключается важность?
5. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития коммуникативных способностей Ваших детей средствами театрально-игровой деятельности? В чем это заключается?
6. Есть ли дома уголок для развития коммуникативных способностей Вашего ребенка средствами театрально-игровой деятельности?
7. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к театрализованной игре, домашним постановкам спектаклей?
8. Как часто Вы уделяете время и внимание совместной театрализованной деятельности с ребенком?
9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников средствами театрально-игровой деятельности? Насколько она полезна для Вас? (подчеркнуть выбранный ответ)
A. Информация отсутствует;
Б. Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
В. Информация есть, но крайне скудная;
Г. Я не обращаю на нее внимание;
Д. Информация интересная, но не имеет практической значимость для меня.
Е. Наглядная информация интересна и полезна для меня.
10. Какая помощь от специалистов детского сада Вам требуется по проблеме развития коммуникативных способностей старших дошкольников средствами театрально-игровой деятельности?
Спасибо за сотрудничество!