Татьяна Стодоля
Роль семьи в формировании речевого этикета
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитывая ребенка, и мы и родители надеемся вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Ведь не зря же Софокл драматург Древней Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:
Затем и молем мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели подавать.
А К. Ушинский отмечал: «Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
Публикация «Роль семьи в формировании речевого этикета» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Нравственное воспитание – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, и мы с родителями решили не закрывать на них глаза, а решать их, т. к. увидеть проблему – это сделать первый шаг к ее решению.
Мы с помощью анкеты выявили, что многие дети не умеют здороваться, не знают вежливых слов, правила этики.
Для решения проблемы мы в группе проводили цикл игровых ситуаций: «Буратино пришел в детский сад утром», «Буратино принес новую игрушку», «Буратино обедает» и т. д. У ребенка постепенно накапливаются представления о добрых поступках. Этому помогают также художественные произведения: Заходер «Хнык» и беседы с детьми о реальных случаях из жизни.
А для родителей мы запустили анкету, с целью выявления нравственных ценностей в семье. Выяснили, что у 1/3 родителей стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы- порицания и наказания. Понять и переоценить методы и приемы, используемые родителями, оформили через речевой этикет консультации в паровозике: «Я и мой ребенок», «Что делать».
На следующем этапе решили провести родительское собрание. Интерес у родителей возникает, когда мероприятие в интересной форме. И мы решили провести собрание в форме игры : «Сто к одному». Целью которого является совместная работа по развитию е нравственных ценностей у детей Перед игрой: «Сто к одному» была проведена предшествующая работа: выставка стихов на тему: «Ничто не ценится так дорого, как доброе и ласковое слово». Родителей разделили на две команды и началась игра. Здесь родители смогли увидеть высказывания ученых, писателей, интересные задания: «Самая известная песня о дружбе», вопросы, такие как: «Какое слово сказал ваш ребенок, входя утром в группу?», «Для Вас уважаемые родители, мы оформили выставку стихов в нашем поезде. О каком вежливом слове написаны стихотворения во втором вагончике?», «Ваш ребенок просит прощение. Какие слова при этом использует в речи?». Сама по себе игра вызвала интерес и желание у родителей поделиться своими знаниями в области нравственного воспитания. Правильная организация коллективной деятельности способствовала уточнению нравственных представлений у родителей. Родители ушли с собрания с ощущением, что они всегда и во всем должны помогать своему ребенку.
Итак, мы видим: нравственное развитие ребенка- дошкольника - сложный и противоречивый процесс. В начале он охватывает лишь «вербальную сферу». Ребенок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых : родителей, воспитателей, возникает и растет контроль со стороны сверстников.
Но в то же самое время развивается сознание ребенка, усваивается представление о добре и зле, «соприкасаясь» с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, «высекает искру нравственности, основанную на потребности ребенка сохранить и упрочнить положительный образ себя». М пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.