лариса жданкина
Сообщение на тему «Предметно — развивающая среда в 1 младшей группе по речевому развитию».
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно – развивающей среды
по речевому развитию.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.
Публикация «Сообщение на тему „Предметно — развивающая среда в 1 младшей группе по речевому развитию“,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одной из условий для полноценного познавательно – речевого развития детей предусматривается обеспечение предметно – развивающей среды в группе.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения можно выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы разных сторон речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой группы.
Нашу группу посещают дети возрастной категории от 2х до 3х лет. В этот период маленький ребенок активно познает окружающий мир и мы стараемся делать окружение для детей ярким, интересным, эмоциональным, активным, запоминающимся.
Поэтому правильно – организованная предметно – развивающая среда помогает обеспечивать гармоничное развитие ребенка, создать положительную атмосферу, развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом интересов, уровня активности, потребности каждого ребенка.
Все зоны развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М. А. Васильевой.
Для развития речи дошкольников необходима организация следующих центров, стимулирующих речевую активность детей : это литературный центр, центр речевого развития, центр сенсомоторного развития, музыкально – театральный центр, игровой центр.
И так у нас есть литературный центр. Дети нашей группы любят, когда мы читаем книги и рассматриваем иллюстрации. У нас много книг по программе воспитания детей 1 младшей группы. С самого первого дня мы даем уроки самостоятельного общения с книгой (рассматриваем книги только за столом чистыми руками, перелистываем осторожно, не рвем книги, не используем для игр, после того, как посмотрели, кладем книги на место.
В уголке представлены следующие виды книг :
1) книги по знакомым программным сказкам, потешкам, поговоркам, стихам;
2) книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки;
3) книжки разного формата;
4) книжки раскладушки.
Центр речевого развития.
Так как развитие активной речи является основной задачей, поэтому как для коллективных, так и для индивидуальных занятий с детьми у нас имеются 1) предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (это предметы мебели, одежды, посуды, животных, овощей и фруктов, деревья и кустарники).
2) картинки с изображением явлений природы;
3) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
4) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама моет, доктор лечит, продавец продает);
5) с изображением размера, цвета, качества предмета;
6) с изображением действий (ложиться спать, садиться, одеваться и т. д.);
7) игры по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Найди пару», «Большие и маленькие», «Чей домик»);
8) упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики;
9) дидактические игры («Найди маму детенышу», «Собери картинку», «Лото», «Кому что нужно для работы», «Когда это бывает», «Подбери по цвету»).
Центр сенсомоторного развития.
Для развития мелкой моторики создана зона, которая направлена на развитие сенсорного восприятия ребенка, мелкой моторики, воображения.
У нас имеются матрешки с вкладышами разной формы, игрушки – шнуровки разного вида, «Забавные пуговицы», разного вида мозаика, пирамидки, прищепки, настольно – печатные игры, природный материал (семена злаковых и бобовых растений).
Музыкально – театральный центр.
В этом центре имеются музыкальные инструменты, которыми дети интересуются, пытаются играть на них, правильно называть: бубен, дудочка, металлофон, барабан. Музыкальные инструменты развивают у детей фонематический слух и чувство ритма. Проводим музыкальные игры «Угадай на чем играю», «Что звучит, «Тихо – громко».
Так же знакомим детей с различными видами театра. В уголке есть ширма, теневой театр, театр игрушек, пальчиковый, кукольный, маски для игр – драматизаций и подвижных игр.
Это стимулирует индивидуальные и творческие замыслы детей.
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. Игровая деятельность в нашей группе разнообразна. У нас есть центр строительно – конструктивных игр: это и крупный и мелкий строительный материал. В игровом центре «жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта, и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Больница», «Дом», «Семья», «Шоферы», куклы, игрушечные дикие и домашние животные,
наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины крупные и средние, грузовые и легковые, весы, рули, сумки, инструменты, кукольные коляски.
Хочется отметить, что на данный момент предметно – развивающая среда по речевому развитию не достаточно пополнена и способствует полноценному развитию речи детей. Поэтому, в перспективе, мы планируем создание уголка речевых игр и приобретение, конечно же с помощью родителей интересными дидактическими играми, развивающими играми, наборами сюжетных картинок для занятий, альбомов (конечно же что то и о родном крае). Пополнить музыкальный центр всевозможными интересными инструментами и расширить центр театрализованной деятельности.
Мое сообщение хочется закончить словами известного российского педагога, крупнейшего специалиста по дошкольному воспитанию детей Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет лишь развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы.