Ирина Теплякова
Сообщение из опыта работы «Воспитание интереса и доброжелательного отношения к сверстникам других национальностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
В России, помимо русских, проживает 156 народов: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, немцы и многие другие. Различия во внешнем облике, языке, обычаях не могут создать проблем во взаимоотношениях. Проблемы возникают в отношении к этим различиям со стороны отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Воспитание интереса и доброжелательного отношения к сверстникам других национальностей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Основные задачи, стоящие перед нами: формировать представление о том, что каждый человек уникален и интересен. Дать знания о многообразии народов мира (представители белой, чёрной, жёлтой рас) : особенностях внешнего вида, национальной одежды, типичных занятиях. Подвести к пониманию, что все люди стремятся к миру, выступают против войны, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Вызвать интерес к народной культуре (устное народное творчество, народная музыка, народные традиции). Учить отражать в рисунках, играх, рассказах интерес к жизни разных народов. Учить милосердию, способам преодоления эмоционального неблагополучия. Доброжелательное, заботливое отношение к другим людям.
Задачи воспитания интереса и доброжелательного отношения к сверстникам других национальностей реализуем через различные методы и формы работы :
- организация образовательной деятельности с учётом принципа интеграции содержания, задач и разных видов деятельности;
- использование дидактических игр: «Как нас можно назвать по-разному», «Опиши товарища», «Узнай по описанию», «Кому что нужно», «Давайте познакомимся», «Друзья-товарищи», «Приветствия разных народов» помогает уточнить и систематизировать знания детей о людях разных наций и народностей нашей области, России; об особенностях внешнего облика и образом жизни людей различных национальностей ближнего и дальнего зарубежья;
- особый интерес вызывают развлечения, совместные вечера досуга с участием родителей. Дети с удовольствием играют вместе с родителями в подвижные и словесные игры разных народов, пробуют блюда национальной кухни, узнают от близких о жизни людей из другой страны. Такие мероприятия сплачивают не только детский коллектив, но и взрослых;
- знакомство с некоторыми мелодиями, песнями, сказками народов мира проходит в сравнении, нахождении сходства и различия образов, сюжетов, действий;
- рассматривание иллюстраций из различных печатных изданий, фото-альбомов о прошлых путешествиях детей и их родственников, сотрудников, специально созданных подборок: "Приглашаем к путешествию", "Танцы народов мира" и др. ;
- проведение конкурса поделок разных игрушек, детского рисунка на темы: "Я хочу с ними подружиться", "Путешествие по миру", "Если бы я был волшебником" и др.
- привлечение детей к участию в народных играх на прогулках, занятиях, в процессе индивидуальной работы в центрах детской активности;
- проведение национальных народных праздников, мероприятий на те-мы: "Мы любим нашу Землю", "Все дети мира – друзья".
Основная деятельность дошкольника – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Поэтому основное внимание обращаем на созданные авторские игры, знакомящие детей с другими народами, их бытом и традициями. Создавая игры, мы придерживались традиционных принципов. Главное – чтобы игра привлекала ребёнка. Игры интересные, с яркими, крупными, красочными иллюстрациями, эстетично оформленные карточки с заданиями, панно. Весь материал доступен для детей, а правила игр имеют условные обозначения. Поэтому, после презентации новый игры, внесённой в центр, ребёнок может без помощи взрослого пользоваться ею в свободной деятельности индивидуально или с друзьями.
Игра "Вычислительная машина" предполагает выполнение арифметических действий в соответствии с условными обозначениями. В результате у детей закрепляются знания о мире, о людях разных национальностей и совершенствуется умение производить вычисления.
В настольных играх: "Собери картинку", "Построй дом" предлагается одна из частей картинки с изображением человека в определённом костюме или жилища человека. Дети подбирают остальные части и складывают целостное изображение. В процессе соединения деталей происходит развитие сенсорных чувств, мелкой мускулатуры, внимания. Когда все предложенные картинки перед глазами ребёнка, можно их сравнить, найти сходства и различия, определить принадлежность и др.
Игра «Кольца Луллия» представляет собой набор из двух подвижных дисков. На каждом – 8 картинок определённой тематики. Цель игры: подобрать картинку на одном диске к заданной паре: а) жилище человека (юрта, высотный дом) – человек определённой национальности (казах, русский); б) национальный костюм (девочки) – национальный костюм (мальчики); в) национальный костюм – национальный танец и т. п.
Во время игры "Четвёртый лишний" закрепляются знания о разнообразии животного мира определённой страны, о быте людей, их одежде и др.
Очень интересны детям игры "Клуб путешественников", «Новости дня». В "телевизоре" появляются сюжетные картинки (из жизни какой-либо страны, которые надо озвучить, т. е. рассказать о том, где был и что видел, о том, что знаешь или послушать другого и узнать новое о том или ином событии в какой-либо стране, её жителях.
Индивидуальные карточки с заданиями "Зеркальное отражение", "Дорисуй картинку" помогают научить детей рисовать узоры, мотивы народных орнаментов.
В центре детской активности по нравственному воспитанию есть много других игр, которые помогают нам в организации совместной и самостоятельной деятельности детей. Дети выбирают игры и пособия по интересам, настроению, по своим способностям и возможностям.
Работа по ознакомлению с жизнью людей других национальностей помогает детям развиваться во взаимодействии с окружающим миром, комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, быть уважительными, терпимыми и дружными.
Список литературы:
1. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина…М., 2005
2. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М., 2006
3. Мир детства/Под ред. А. Г. Хрипковой и А. В. Запорожца. М. ,1979
4. Натарова В. И. Моя страна /практическое пособие. Воронеж, 2005