Светлана Ляпкина
Сообщение из опыта работы по теме «Система сенсорного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач дошкольного образования является сенсорное развитие ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Публикация «Сообщение из опыта работы по теме „Система сенсорного развития“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем мире и составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (Н. М. Щелованов, А. В. Запорожец, Л,А. Венгер, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова) : ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Формирование восприятия есть передача ребенку социально-исторического опыта путем обучения.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и исполнения наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Работая по данному направлению воспитания дошкольников, я поставила перед собой следующие задачи:
-научить выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
- формировать сенсорные эталоны цвета (цвета спектра, форм (геометрические плоскостные и объемные формы, материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др, эталоны величины (метр, килограмм, литр и др, длительность времени (минута, секунда, час, сутки, эталоны звучания звуков речи и т. п.
- знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
- учить способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
- развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Знакомя дошкольников с сенсорной культурой, я учитывала возрастные особенности детей. Работать по данному вопросу начала с детьми раннего возраста. В настоящее время с детьми 2 младшей группы работу расширила и разнообразила. В группе создана предметно-развивающая среда : игровой уголок, опытнический, музыкальный, уголок ИЗО, а также имеется дидактический материал: пирамидки, кубы с отверстиями разной формы, игрушки-шнуровки, матрешки, крупный и мелкий конструктор, мозаики, блоки Дьенеша, цветные палочки Кьюизенера, фасоль, семечки, пуговицы (для коррекционного развития, развития мелкой моторики рук, а также имеется методическая литература по данному направлению, которую я использую в работе с детьми.
Сенсорное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания и обучения в детском саду», а включено в виды деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д.
На занятиях рисованием, лепкой, конструированием, математикой в I блоке знакомила детей с сенсорными эталонами; учила выделять форму предмета, отношение частей, цвет, величину ( темы занятий: «Котята играют с клубочками», «Матрешки – крошки», «Осень», «Гроздья рябины», «Полосатый коврик», «Первый снег», «Елочка», «Огоньки на елочке весело сверкают», «А у нашего двора снеговик стоял с утра.», «Сказочный домик», «Портрет семьи»; знакомила со свойствами материалов (глина, тесто, пластилин). Темы занятий: «Яблоко и ягоды», «Большие и маленькие морковки», «Красивая лесенка», «Шустрые мячики», «Ай, качи-качи-качи. Глянь баранки, калачи», «Чашка для котенка», «Погремушка», «Прянички», «Улитка», «Витамины для зайки», «Неваляшка», «Стол», «Черепаха» «наши игрушки» и т. д. темы занятий по конструированию: «Заборчик», «Домик для куклы», «Мебель для кукол», «Горка с лесенками», «Грузовая машина», «Гараж», «Постройка горки для кукол», «Автобус для котят», «Самолет», «Теремок для матрешки», «Изгородь вокруг домика котят» и тд.
Работу по сенсорному развитию также планирую и во II блоке. Играли с детьми в дидактические игры с блоками Дьенеша («Я пришла к вам с подарками», «Построим мостик через речку», «Составь узор», «Помоги муравьишкам», «Найди клад», «Конструкторы», «Цветной клоун», «Отыщи фигуру по коду», «Домик для птиц»); с палочками Кьюизенера «Составь узор», «Стул для Вини-Пуха», «Построим лесенку начиная с самой маленькой», «Город цветных палочек», «Лесенка для мишки», «Весенняя мозаика»; настольные игры «Контуры», «Собери цветочек», д/и «Чудесный мешочек», п/и «Найди свой цвет», «Цветные автомобили»; проводила опыты с водой, пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов.
Во время прогулок наблюдали за явлениями природы (солнцем, снегом, дождем, за домашними животными, деревьями, кустарниками, листьями, обращала внимание детей на цвет, форму, размер, на качества и свойства предметов и явлений. А также давала упражнения на развитие мелкой моторики рук : «Выложи сам» (выложить солнышко из камней, снежинку из палочек и т. д, «Нарисуй палочкой», «Выложи узор»; упражнение «Угадай» - на тактильную чувствительность (дети угадывали на ощупь, что положили в ладошки: камешек, шишку или палочку); также давала трудовые поручения: покрошить хлеб птицам, приготовить бусы из ягод рябины. Ежедневно провожу с детьми пальчиковую гимнастику: «Осень», «Птички», «Снежок», «Снеговик», «Мы во двор пошли гулять», «Снегопад», «Семья», «Замок» и д. р.
Моя работа ведется в тесном контакте с родителями. Провожу беседы, консультации на темы: «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать», «Инновационный подход развития сенсорных способностей у детей»; проводили семинар-практикум на тему: «Блоки Дьенеша. Что это?». В папках – раскладушках имеется материал на данную тему: «Ум на кончиках пальцев». Родители принимают активное участие по созданию предметно-развивающей среды в группе. Для родителей организуем выставки детских работ.
Опираясь на свой опыт работы, могу сказать, что успех сенсорного воспитания обуславливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого, а также от организации предметно-развивающей среды, так как именно здесь происходит познание нового, интересного.
На будущее планирую более углубленно изучить с детьми работу по данному направлению, предложить родителям поучаствовать в изготовлении пробкового тренажера.
Итог: проанализировав работу по сенсорному воспитанию за 2 года (1и 2 младшая группы, могу сделать следующий вывод, что знания и умения детей по сенсорным эталонам : цвет, величина, геометрические фигуры во 2 младшей группе увеличилось на 50%.