Ирина Михайловская
Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада и семьи
Современное общество живет в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютерных технологий и интернета. Сегодняшних воспитанников дошкольных учреждений ждет интересное будущее. Но чтобы они хорошо ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно помочь научиться им ее воспринимать, активно используя полученные знания для дальнейшего всестороннего развития в школе.
Все мы знаем что 2024 год объявлен годом семьи. Детский сад – первое общественное учреждение, с которым дети и их родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей, что прописано в законе «Об образовании в Российской Федерации». Подтверждение этому отражено и в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования, где основным его условием является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов – сотрудничество с семьей. ФГОС ДО диктует педагогам, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывая социальный статус и микроклимат семьи, повышая культуру педагогической грамотности родителей.
Публикация «Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
В настоящее время, в современных молодых семьях в приоритете отношения между родителями, и их чрезмерная занятость на работе и в быту. Детско - родительские отношения уходят на второй план, наблюдается возложение ответственности за воспитание и развитие детей на третьи лица. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие педагогов детского сада с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад», для их заинтересованного и продуктивного партнерства.
Одной из современных форм взаимодействия с родителями является проектная деятельность, предусматривая ее как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов и воспитанников с их родителями, поэтапно достигая поставленных целей. Реализация всех проектов проходит в три этапа: подготовительный, практический, аналитический.
С 2023года все детские сады Подольска участвуют в реализации проекта «Предшкола: стандарт детского сада». Что такое «Предшкола»?
Предшкола это:
• Единый образовательный стандарт работы дошкольных организаций Московской области;
• Формирование у каждого выпускника знаний и умений, необходимых для обучения в 1 классе, подтвержденных результатами диагностики.
Основные направления «Предшколы»
• Преемственность дошкольного образования и школы (единая образовательная программа и мероприятия);
• тематические недели;
• стандарт инновационного оборудования (примерный перечень функциональных комплектов для формирования развивающей предметно-пространственной среды);
• методическое сопровождение работы воспитателей с современным оборудованием и программами (КПК, еженедельные вебинары, практикумы и др.);
• партнёрство с родителями (вовлечение родителей в образовательный процесс и проведение совместных мероприятий).
В процессе реализации проекта участвует дети старших и подготовительных групп
Региональный центр инновационных практик и технологий дошкольного образования Московской области направил график тематических недель на 2024 – 2025 учебный год. И педагоги старших и подготовительных групп нашего дошкольного учреждения реализуют этот проект.
Также наше учреждение является сетевой инновационной площадкой ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми, по реализации международного проекта «Афлатун: социальное и финансовое образование детей». Творческая группа педагогов ДОУ разработала авторскую игру-бродилку «Гномополия», такое название обусловлено действующими лицами игры – радужные Гномы пособия «Коврограф Ларчик». Формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе игр. Это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, и в то же время, поможет ребенку социализироваться в экономику. Так же было изготовлено дидактическое пособие по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста «Пчеломаркет»
На начальном этапе подготовки к работе, были озвучены темы недели, согласно которым осуществляется образовательная деятельность в ДОУ, для того, чтобы родители узнали, что интересует их детей, так как тематика проектов варьируется в зависимости от их запросов.
Особенностью практического этапа детско-родительских проектов заключается в том, что родители самостоятельно в домашних условиях, создают нужную атмосферу и возможности для получения ответов на интересующие вопросы детей. А таких вопросов родители получили немало, ведь почемучкам интересно все: «Кто такие детски писатели?», «Есть ли вода на Марсе?», «Как приготовить пиццу?», «Какие бывают поезда?», «Великие художники России?», «Шоколад - вреден или полезен?», «Кто такой президент?». Именно эти и другие вопросы послужили началом проектной деятельности в нашей группе.
Например, после беседы мамы с дочкой Дашей о художниках родился познавательный проект «Великие художники России». Со слов родителей, дочка с удовольствием внимательно выслушивала информацию, добытую в Интернете. Итоговым продуктом семьи было оформление альбома «Великие художники России».
В проекте Ульяны с мамой «Шоколад – полезен или вреден?» было не только рассказано о приготовлении этого блюда, но и проведен эксперимент можно ли получить шоколад в домашних условиях.
В проекте Арианы на тему «Детские писатели», итоговым продуктом стало создание альбома «Русские детские писатели».
Опыт работы показал, что реализация проектной деятельности совместно с семьей помогла нам добиться положительных успехов в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей.
Теперь мы можем говорить о том, что проектная деятельность не только интересна детям, давая им возможность раскрываться и проявлять себя, но и в условиях совместной деятельности с родителями помогла им быть ближе друг к другу, свободно общаться и узнавать вместе новое, к чему мы и стремились.
В перспективе работу в данном направлении будем продолжать, привлекая все больше семей к проектной деятельности.