Галина Якунина
Совместная работа ДОУ и семьи по формированию ранней профориентации детей дошкольного
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.
Сообщение из опыта работы : «Совместная работа ДОУ и семьи по
формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель детского сада "Солнышко" : Якунина Г. В.
Тербуны 2024 г
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления: «Совместная работа ДОУ и семьи по формированию ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Публикация «Совместная работа ДОУ и семьи по формированию ранней профориентации детей дошкольного» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориен- тации у детей дошкольного возраста» - одна из важных тем на сегодняшний день. Дан- ная тема работы актуальна, т. к. подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии со всеми направлениями развития и образования детей дошкольного возраста.
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, передаём ребёнку. Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, очень важна и необходима. Профориентация, в первую очередь, начинается с семьи, а родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.
Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда.
В детском саду мы, учим наших воспитанников не только мечтать, но и воплощать свои мечты, пускай только пока в игре. Играя, ребенок может представить себя и врачом, и строителем, и водителем автобуса, воспитателем, и космонавтом – детская фантазия не знает границ. Но чтобы эти фантазии закрепились в детском сознании, необходимы определенные первичные знания, умения и навыки, которым должен научить ребенка воспитатель. Труд тесно связан с игрой, в ней дети отражают труд взрослых.
(Слайд 2)
Представлю вам некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр.
К примеру, сюжетная игра «Больница» дети закрепляют полученные знания о профессии врача; развивают партнерские отношения в самостоятельных играх; закрепляют умение развивать сюжет, самостоятельно объединяясь в группы.
А в игре «Магазин» ребята выполняют роль продавца, кассира; закрепляют знания о продуктах продаваемых в магазине,развивают умение готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы – заместители и атрибуты для игры.
А в игре «Кафе» ребята выполняют роль повара, официанта, кассира; закрепляют знания о продуктах и готовых блюдах, подаваемых в кафе; Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации оказывают родители, которых педагоги активно вовлекают в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. Это изготовление костюмов и подбор предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр.
(Слайд3)
Дидактическая игра – игра обучающая. Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Они способствуют усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей.
(Слайд 4)
(Слайд 5)
(Слайд 6)
(Слайд 7)Создание развивающей предметно-пространственной среды
Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, в детском саду "Солнышко" создана определенная развивающая предметно-пространственная среда:
- библиотечка с подборкой книг о профессиях; картотека сюжетно-ролевых игр.
- подобраны и изготовлены дидактические, настольно-печатные игры, - сделана подборка мультфильмов,, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
- в совместной деятельности детей и родителей изготовлены книжки-малышки, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей»,
Так же в группах есть центры игрового пространства, удобные для развертывания различных игровых сюжетов. Игровые центры позволяют расширить представление детей о профессиях данного рода, об их необходимости. С помощью родителей, постоянно пополняются атрибуты к играм.
(Слайд 8, 9,10,11)
«Все профессии важны, все профессии нужны!».
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.
Дети дошкольного возраста проявляют интерес к профессии родителей, и хотят, стать такими, как папы и мамы.
В нашем детском саду одной из форм работы с родителями является проведение тематической недели: «Все профессии важны, все профессии нужны!». В течение недели мы приглашаем в группу родителей воспитанников – представителей разных профессий, которые рассказывают детям о том, кем и где они работают, что представляет собой их профессия, какую пользу приносит их труд обществу. На таких встречах дети задают вопросы, с удовольствием рассматривают принесенные приборы, материалы, инструменты, фотографии, спецодежду.
В преддверии празднования Международного Дня Повара, в детском саду "Солнышко" была организована встреча с поваром –кондитером. Повар – кондитер рассказала ребятам о том, что профессия повара одна из древнейших профессий в мире. Затем показала детям книги с кулинарными рецептами, которые она с коллегами использует в работе, технологические карты изготовления выпечки, где точно указано, сколько какого продукта нужно взять, чтобы получился вкусный сладкий торт или пирожные. Но самым интересным и увлекательным для ребят стал мини-мастер класс по изготовлению печенья,
Итоговым мероприятием «Маленькие кондитеры» ребята под руководством и совместной деятельности с родителями попробовали себя в роли кондитеров, приготовив вот такие вкусные шедевры.
(Слайд12)
экскурсии
Очень часто в детском саду организуются экскурсии с целью ознакомления с профессиями в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню и другие кабинеты детского сада. Во время экскурсии обязательно обращаем внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказываем о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии. Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.
(Слайд 13,14,15)
Экскурсии и встречи с людьми разных профессий
Во время проведения тематических недель, если имеется такая возможность, мы ходим на экскурсии на место работы родителей. Полученные там впечатления, позволяют детям расширять представления о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам.
«Встреча с пожарными» В подготовительной группе мы традиционно посещаем пожарную часть (МЧС, где сотрудники знакомят детей с особенностями своей профессии, говорят о необходимых навыках, которые позволяют им бесстрашно вести битву с огнём, показывают средства защиты, дают возможность посидеть в кабине пожарной машины, подержать пожарный гидрант. На экскурсии нас всегда сопровождают родители детей. Они помогают нам не только сопроводить их к месту назначения, но и запечатлеть на память данные мероприятия на фото Также проводим экскурсии в многофункциональный центр (МФЦ) с целью знакомства с особенностями деятельности специалистов МФЦ, с которыми воспитанников познакомила руководитель учреждения. Дети узнали много нового и интересного. Оказывается работа в МФЦ очень ответственная и требует высшего юридического образования. Сотрудники МФЦ провели экскурсию по офису, детям показали зал приема, стойку ресепшена, объяснили, как ведется прием заявлений. Дети узнали, как получить талон, им показали, как на табло отображается очередь. Также дети побывали в роли операторов, заняв их места: скопировали документ, распечатали его и приняли документ посетителей.
Экскурсия в магазин получилась содержательной насыщенной знаниями о профессиях работников торговли. Дети внимательно рассмотрели здание магазина (цвет, этажи, вывески, двери, обратили внимание на территорию возле магазина «Порядок- значит потрудился человек по профессии дворник.
Была организована экскурсия для группы в библиотеку, где её сотрудники подробно рассказали о работе библиотекаря. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг. Дети с большим интересом слушали рассказ библиотекаря. Она познакомила детей с коллекцией книг, журналов, рассказала о правильном обращении с книгами, как выбирать книги и как вести себя на абонементе и в читальном зале. Дошкольники узнали, по какому принципу они располагаются в библиотеке, что больше любят читать дети. Ребята смогли изучить профессию изнутри, увидеть процесс работы, место работы, поговорить с самим обладателем профессии в реальном времени. Через такое путешествие, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности, а эта деятельность становится совместным и очень увлекательным времяпровождением.
Также посетили музей с. Тербуны. В ходе мероприятия сотрудник музея в доступной для детей форме рассказал об истории и культуре малой Родины. Дети увидели старинный бронзовый котел, утюг, ухват, чугунок, колыбель, кочерга и другие предметы домашнего обихода. Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями. Ребята познакомились с профессией экскурсовода. Экскурсовод должен очень много знать, читать современные и старинные книги, быть в курсе всех событий, связанных с историей всего края. Помимо больших знаний, ему необходимы увлеченность своей профессией, умение общаться с людьми, отвечать на их многочисленные вопросы, всегда быть приветливым и вежливым.
(Слайд16)
Совместный труд
В детском саду "Солнышко" такая форма работы, как субботник, являющийся совместным трудом. Ежегодно в стране проводятся субботники – весенний и осенний. Некоторые родители приходят с детьми, которые тоже выполняют посильную работу : сгребают детскими граблями ветки, сухие листья и собирают их в небольшие кучи. Они могут во время работы родителей, занятых чисткой и уборкой, сложить в беседках игрушки, детский инвентарь. Как правило, детям это доставляет огромное удовольствие и заставляет испытать гордость, что они, как взрослые люди, пришли на субботник и у них есть свои собственные обязанности. К тому же им всегда приятно, что именно их мамы и папы помогают в этот день любимым воспитателям.
(Слайд 17)
Дни открытых дверей, конкурсы, досуги, консультации,беседы и. т. д.
Одним из эффективных методов включения родителей в процесс ознакомления дошкольников с профессиями в детском саду "Солнышко" является проведение дней открытых дверей. Это мероприятие дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы в ранней профориентации детей, заинтересовать и привлечь к участию. Проводится экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети с целью ознакомления с развивающей предметно-пространственной средой. Консультации и беседы о ранней профориентации дошкольников - одна из форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Консультации и беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. Такие формы сотрудничества с семьёй используются для расширения представлений детей
о различных профессиях.
Вывод
Работу по данному направлению считаю продуктивной и перспективной. Я убеждена, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий.
А если в деле ранней профориентации дошкольников взрослые – педагоги и родители – идут в правильном направлении и действуют сообща, результат определенно будет положительным.