Алла Захаренко
Словарная работа по закреплению лексических тем с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Все логопеды знают, какую сложную и продолжительную работу приходится проводить педагогу по накоплению и развитию пассивного и активного словаря у ребенка с ОВЗ (нарушением речи, по совершенствованию его связной речи. Чтобы как-то систематизировать словарную работу специалисты используют различные варианты. Мне хочется поделиться с вами своими наработками в этом направлении. Конечно, все мы с вами умницы и красавицы, наберемся сил и терпения и научим наших деток всему, что есть в энциклопедиях, хотя за три года работы с ребенком с ОНР это не так уж и просто сделать (а ведь у некоторых нет и этих трех лет). А ведь нам с вами можно найти в решении этой проблемы замечательных помощников – добрых, активных, любящих этих самых детей-логопатов. Я имею в виду родителей. Только нужно суметь убедить их в том, что это очень-очень нужно их детям и сейчас, и в их прекрасном будущем, которое называется чудесным словом «школа», и тогда родители станут нашими помощниками, союзниками, а проблемы в речевом развитии наших подопечных будут решаться быстрее.
Публикация «Словарная работа по закреплению лексических тем с родителями» размещена в разделах
Еще в 1991 году, когда началась моя деятельность учителя-логопеда, опытные коллеги, делясь опытом своей работы, предупреждали о том, что без помощи родителей очень трудно добиваться положительной динамики в преодолении речевых нарушений. Мне кажется, что этот мудрый совет и сегодня не потерял своей актуальности. За учебный год обычно мы стараемся усвоить 32 темы, последовательность их изучения каждый специалист устанавливает по своему выбору и усмотрению.
В средней группе излагаем материал доступно, не сильно нагружая малышей информацией, в старшей возрасте сведения по теме расширяются, дополняются подробностями, а к подготовительному к школе возрасту мы уже стараемся преподнести изучаемый материал уже в большем объеме и обобщить все, что было изучено ранее. Бывает очень приятно слышать, когда дети почти дословно повторяют информацию, которую педагог доводил до их сведения почти год назад – все-таки не зря, оказывается, мы готовимся к НОД и что-то там им рассказываем и показываем. Наши ребятишки могут быть очень благодарными слушателями, хоть иногда и шалят, и отвлекаются.
То, что я хочу предложить вашему вниманию, ни в коем случае не является чем-то фундаментальным и непререкаемым. Мне кажется правильным, что у каждого на этот счет должно быть свое мнение, ведь мы выбрали такую замечательную профессию, позволяющую творить, экспериментировать, вести научную работу, теперь вот разрабатывать программы по разным видам речевых нарушений (и не только речевых - благодаря всеми очень полюбившейся инклюзии – пусть поменьше будет у вас этого счастья) – в общем логопеды на все руки мастера. Самое главное, чтобы были положительные результаты в речевом развитии наших воспитанников.
Эти разработки предлагают родителям закреплять изученные во время НОД темы, а чтобы не было скучно и тоскливо все изложенное дополнено иллюстративным материалом.
Много лет подряд приходилось все эти темы писать детям в общих тетрадях, где-то находить, вырезать и наклеивать картинки, а детей в группах могло быть 23-25 и больше. Сейчас новые технологии дошли и до нас, грешных, теперь вот напечатали все, что нужно, дополнили красочными изображениями, поместили в папку и предлагаем родителям ознакомиться и принять к сведению и исполнению.
Буду рада, если что-то вам понравится и пригодится в работе, а может быть вам захочется что-то изменить по своему вкусу и усмотрению – в нашем деле все средства хороши. Самое главное, чтобы у наших детей была положительная динамика в их нарушенном речевом развитии.
И я искренне желаю, чтобы когда-то на выпускном утреннике или просто на улице ваши бывшие воспитанники или их родители сказали бы вам «СПАСИБО».