Юлия Белобородова
Тематический досуг «Праздник славянской письменности»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»
Этот тематический досуг был проведен в группе для детей 5-7 лет с задержкой психического развития. Однако, материал, представленный здесь был показан и в других группах, с несколько другой интерпретацией.
Цель: приобщение детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- расширение представлений о книге;
- обогащение словаря (азбука, писец, опилки);
Публикация «Тематический досуг „Праздник славянской письменности“» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июль 2014
- развитие навыков чтения;
- развитие физических качеств (меткости, ловкости);
- развитие навыков конструирования;
- развитие музыкально-ритмических качеств;
Воспитательные:
- воспитание желания изучать грамоту;
- воспитание бережного отношения к книге;
- воспитание чувства коллективизма;
Коррекционно-развивающие:
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие познавательного интереса;
- развитие навыков сравнение;
- развитие логического мышления;
- совершенствование выразительности мимических и пантомимических движений;
- развитие воображения и фантазии;
Оборудование: Мультимедийное оборудование; спортивные гимнастические палки; дидактическое пособие «парашют»; 2 корзины; комплект пластмассовых мячиков 2 цветов; цветной платочек или бубен; музыкальный центр; записи русской народной музыки, русские народные костюмы для каждого ребенка и ведущего взрослого.
Участники досуга : Ведущий (педагог, дети 5-7 лет с ЗПР и дети 5-7 лет с ОНР, музыкальный работник, воспитатели групп.
Ход досуга
1. Вводная часть. Дети в русских костюмах входят под русскую народную музыку в зал и садятся на стулья. Ведущая, одетая в русский костюм, приглашает их на праздник : «Здравствуйте, ребята. Мы сегодня собрались в зал на праздник – праздник букв и книг». На экране демонстрируется слайд №1.
2. Основная часть. «Возникновения письменности на Руси». Идет обсуждение содержания слайдов.
Ведущий.
«Как выдумаете, всегда люди умели писать и читать? Ответы детей.
Очень давно люди жили в пещерах». Демонстрируется слайд.
Ведущий.
«Они не умели ни читать, ни писать. Как же тогда они общались друг с другом? Ответы детей.
Оказывается, древние люди рисовали на камнях и стенах пещеры». Демонстрируется слайд
Ведущий.
«Что они рисовали, расскажите». (Ведущий выслушивает ответы детей, хвалит их.)
«Шли годы. Люди научились строить дома из дерева и камня, стали жить в деревнях и городах». Демонстрируются слайды.
Ведущий.
«А вот разговаривать и понимать друг с друга не могли. Как вы думаете, почему?» (Ведущий выслушивает ответы детей).
«Потому что в каждом городе люди разговаривали на своем собственном языке и у них были свои буквы». Демонстрируется слайд
Ведущий.
«Как вы думаете, это хорошо или плохо?» (Ведущий выслушивает ответы детей). «Если нужно поехать в другой город за продуктами, как ты будешь общаться с продавцом? А как спросишь дорогу, ведь тебя никто не поймет? Поэтому однажды 2 умных человека, братья Кирилл и Мефодий придумали буквы для русских людей». Демонстрируется слайд
Ведущий.
«Они составили алфавит или азбуку. Стали ходить по русским городам и учить жителей грамоте. Все люди выучили одни и те же буквы, научились говорить, писать и читать на одном, русском, языке». Демонстрируется слайд
Ведущий.
«Ребята, как вы думаете, древние буквы похожи на наши, современные? (Ведущий выслушивает ответы детей). Давайте попробуем прочитать слова, состоящие из старых букв». Демонстрируется слайд.
Ведущий выбирает для чтения слов детей из всех групп. Дети читают слова: МАМА, МИР, ДЕТИ, ВЕСНА.
Ведущий.
«Дети, как вы думаете, в старину были книги? (Ведущий выслушивает ответы детей). Сначала люди писали камнях, на коре деревьев, на дощечках». Демонстрируется слайд.
Ведущий.
«Книг было очень мало, только у очень богатых людей. Посмотрите, как выглядели древние книги». Демонстрируются слайды.
Ведущий.
Расскажите, какие они? ( Ведущий выслушивает ответы детей: большие, тяжелые, красивые, узорные, украшенные, яркие). Как вы думаете, почему книг было мало? (Ведущий выслушивает ответы детей). Потому что бумагу было очень сложно делать. Бумагу делали из дерева. А как, вы знаете? Послушайте и попробуйте изобразить движениями, как люди раньше делали бумагу? (Воспитатели просят детей встать полукругом, лицом к экрану). Демонстрируется слайд.
Ведущий.
«Сначала срубали дерево топором (дети изображают движениями рубку топором, потом распиливали его на небольшие кусочки (дети «работают» пилой). Потом эти кусочки дерева бросали в дереворубку (мясорубку) (дети наклоняются к полу и с напряжением поднимают и бросают воображаемые поленья) и размалывали на мелкие крошки-опилки (дети крутят ручку воображаемой мясорубку). Потом лопатой засыпали опилки в большой чан (дети «работают» лопатой). Ведрами наливали в чан воду (дети наклоняются и «зачерпывают» воду, затем «наливают» ее в чан, смешанную с золой и крахмальным клейстером. Несколько часов варили, постоянно перемешивая (дети изображают процесс перемешивания). Потом большой поварешкой выливали такой бумажный суп в деревянную прямоугольную форму (дети изображают, как они вычерпывают поварешкой «бумажный суп»). Отлитому листу бумаги давали слегка подсохнуть на форме, а затем с помощью специальной щетки или палочки его снимали и раскладывали для сушки на солнце на деревянном гладкополированном помосте (дети «раскладывают» на полу воображаемые листы бумаги). Листы бумаги распрямляли под прессом».
Ведущий спрашивает, не устали ли дети, и предлагает им сесть на стулья, отдохнуть. Дети садятся на стулья.
Ведущий.
«Когда листы распрямлялись, очень грамотные и умные люди – писцы - писали палочками и чернилами на страницах текст. Демонстрируется слайд.
Ведущий.
«Сейчас мы с вами попробуем поработать писцами. Старинных палочек для письма у нас нет, а есть гимнастические палки, из них мы будем выкладывать буквы». Демонстрируется слайд.
Ведущий вызывает 2 детей.
«Посмотрите, книги старые и часть буквы стерлась. Догадались, что за буква здесь спряталась? Попробуйте построить эту букву из палочек». Музыкальный руководитель включает магнитофон с записью русской народной музыки. По команде ведущего «Раз, два, три, начни!» дети соревнуются в конструировании из палочек заданной буквы. Аналогично игра повторяется 2 раз с новыми буквами. Демонстрируются слайды.
Ведущий.
«Чтобы делать бумагу и писать книги нужно быть умным, терпеливым, сильным и ловким. А вы умные? Сильные? Ловкие? Сейчас мы это проверим». Ведущий вместе с воспитателями организует подвижную игру «Меткие стрелки». Приглашаются трое-четверо детей из каждой команды. Каждый ребенок получает по три пластмассовых мячика. Задача – попасть в корзину, стоящую на полу на расстоянии 1,5 метров. Звучит запись русской народной музыки. По команде ведущего «Раз, два, три, начни!» дети бросают мячи в корзину. Игра повторяется 2-3 раза.
Ведущий предлагает детям поиграть в другие подвижные игры.
Подвижная русская народная игра «Гори-гори ясно»
Подвижная игра «Солнце и дождь» с парашютом. Дети держаться одной рукой за края «парашюта» - круглого полотнища диаметром 3 метра. Звучит русская народная мелодия по выбору педагога. Если ведущий произносит слово «Солнце» - дети идут по кругу, если ведущий говорит «Дождь», то дети подбрасывают парашют вверх и, забежав под него, приседают. Игра повторяется 3-4 раза.
Ведущий.
«После тяжелого рабочего дня на Руси всегда пели песни». Демонстрируется слайд. Вы знаете какие-нибудь русские народные песни? Давайте споем.
Ведущий вместе с музыкальным руководителем предлагает исполнить русскую народную хороводную песню «На зеленом лугу». Участвуют все дети. Затем музыкальный руководитель организует игру на детских музыкальных инструментах. Исполняется русская народная песня «Светит месяц». Дети остаются стоять полукругом, лицом к экрану.
2. Заключительная часть.
Ведущий.
«Ребята, как вы думаете, это хорошо, что мы все говорим на одном языке? Что мы умеем писать и читать?» (Ведущий выслушивает ответы детей). Именно поэтому благодарные потомки поставили памятник братьям Кириллу и Мефодию. Демонстрируется слайд. Давайте похлопаем эти великим людям. Наш праздник заканчивается. Вы можете идти в группу.
Дети прощаются с ведущим и под русскую народную музыку уходят из зала. В группах воспитатели проводят беседу по содержанию досуга.