Виктория Крамаренко
Сказка в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из сказок дети черпают множество познаний. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.
Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как научно объяснить малышу происхождение ветра, как ответить, почему звезды не падают на землю, как ввести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это лег -ко и просто.
Публикация «Сказка в раннем возрасте» размещена в разделах
Иными словами сказка — это особый способ освоения мира, способ, позволяющий ребенку в специфической форме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний, который обрушивается на него со всех сторон и который не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».
Чтение сказок помогает детям расширять представление о мире.
Слушая их, дети:
учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т. д.
знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.
овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.
Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй, они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осваиваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».
Взрослые могут помочь детям, побуждая их показать картинки, ответить на поставленный вопрос, повторить фразу, имитируя звуки животных и т. д.
Позволяя ребенку самостоятельно выбрать книгу, вы поможете ему сохранить чувство независимости.
Детям раннего возраста доступны пониманию сказки:
Народные:
«Курочка Ряба» (обр. К. Ушинского)
«Репка» (обр. К. Ушинского)
«Теремок» (обр. М. Булатова)
«Волк и семеро козлят» (обр. А. Н. Толстого).
Авторские:
«Курочка» Е. Чарушина
«Петушок с семьей» К. Ушинского.
Сказка и ОБЖ.
Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказочных героев.
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят» — нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок» — нельзя уходить из дома без разрешения, и т. д.
Сказка в системе экологического воспитания.
Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста — заложить первые представления и ориентиры о мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные-живые существа, они дышат, пьют воду, рас тут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.
Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, а воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.
Примерные сказки для детей:
«Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилось с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давай те позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.»
«Жило-было Солнышко. Оно было желтое-прежелтое и любило все желтое. Поэтому солнышко подружилось с желтым одуванчиком…
Формированию бережного отношения к природе, умению замечать и называть явления природы, эмоционально их воспринимать способствуют заклички и другой литературный материал.
Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко-ведрышко, взойди поскорее», «Дождик — дождик, пуще», «Радуга-дуга, не давай дождя!», «Иди, весна, иди, красна» и др.
Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.