Елена Плешакова
Сказка по региональному компоненту
▼ Скачать + Заказать документы
Выбирая тему по аттестации, мне хотелось обратить внимание на такую воспитательную задачу, как формирование у детей патриотизма, глубокого чувства любви и привязанности к культуре своего региона, к своему народу, к своей земле-малой Родине.
Эти задачи я могла раскрыть, работая по теме «Ознакомление детей с социально-историческим, культурным пространством своего региона», с учетом возрастных особенностей детей и содержательных линий программы под редакцией М. А. Васильевой.
Публикация «Сказка по региональному компоненту» размещена в разделах
Для повышения уровня своего профессионального мастерства, я прошла курсы повышения квалификации. Изучив и проработав материал, задумалась, как донести до коллег значимость моей деятельности. Провела семинар для коллег в ДОУ, где охотно поделилась своим наработанным опытом. Через проведение семинара «Региональная составляющая» создала творческую группу, в которую вошла моя напарница и коллеги других групп. Следующим этапом была разработка тематического планирования с детьми. (фото тематического планирования)
Социально-личностное развитие.
Художественно-эстетическое воспитание.
Физическое развитие.
Задачи:
-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
-Развитие интереса к русским традициям.
-Знакомство с символами поселка, государства.
-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
И здесь я задумалась, как донести до детей в доступной и понятной форме, такой интересный, но в тоже время сложный материал. Всем известно, что детям очень нравится слушать и читать сказки. Именно сказка, игра может стать методом эмоционального, творческого обучения. Вместе со сказочными героями дети отправлялись в историческое прошлое и настоящее, учились любви и бережному отношению к своему региону, «дорогами сказки» проходили через ряд испытаний, разгадывали загадки, выполняли поручения и задания.
Мною был разработан и проведен цикл комплексных занятий «Следопыты» с участием сказочных персонажей по ориентировке в помещении детского сада, что помогло детям второй младшей группы познакомиться с сотрудниками и их профессиями.
Интересно проходят родительские собрания с использованием сказочных сюжетов. На собрании по сказке К. И. Чуковского «Муха Цокотуха», родители исполняли роли и одновременно были включены в работу: вспоминали традиции своих семей, делились семейными рецептами, придумывали проект ландшафтного оформления участка своей группы.
Фото с косой, в домике. Родительское собрание.
Собрала и систематически использую на занятиях и в игровой деятельности картотеку, которая предусматривает знакомство дошкольников с историей, традициями своего региона.
В тесном сотрудничестве с родителями, коллегами творческой группы, детьми был накоплен наглядный и демонстрационный материал (муляжи кукол из соломы и ткани, макеты «Русской избы», «Реки Енисей», «Домов родного поселка», «Церковь», образцы рукоделия, иллюстрации, книги, фотографии, работы по изодеятельности). В настоящее время в музее проводятся беседы и занятия-экскурсии о малой Родине, викторины со старшими дошкольниками. А также в сказочном стиле оформлена береза на стене, изменяющаяся по временам года, что позволяет удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.
Фото музея старого и нового, фото с куклой.
Так умелое использование сказок позволило мне организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, эффективно пополнять запас знаний и сведений о родном регионе. Я считаю, что такая целенаправленная деятельность и «игра в сказку» способствует не только воспитанию у детей патриотических чувств, а также повышает интерес к художественной литературе. Как вы думаете, я права считая, что в любом возрасте все с удовольствием слушают сказки? А давайте, сейчас вместе с вами прогуляемся по сказке, которую сочинила для вас наша творческая группа, взяв себе в провожатые сюжеты русских народных сказок. Прогуляемся, осторожно держась за путеводную нить, распутывая «клубок» строчка за строчкой увлекательного путешествия по моей теме. Итак, путешествие начинается…
«ДОРОГАМИ СКАЗОК»(фото плаката)
….
Ай потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная, есть в ней диво дивное, чудо чудесное…
В некотором царстве в некотором государстве Березовке стоял терем «Родничок».В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком двух этажном терему печалилась Несмеяна – Царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое раскошье : полные группы умных детей, богатая предметно-развивающая среда, талантливые, квалифицированные педагоги, победы в конкурсах и грандах. Всего много, все есть, чего душа хочет, а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось. Не было в ее тереме региональной составляющей. И призвала к себе она воспитателя Плешакову Елену Леонидовну и дала она ей поручение, чтоб создала она в своей группе музей о поселке Березовке.
….
? Разработала перспективное планирование, подумала, как его реализовать и решила отправиться в путь.
Дети с Еленой Леонидовной надели дорожное платье, взяли с собой фотоаппарат, карандаши и бумагу, путь долгий мало ли, что понадобиться и отправились в путь дорогу.
Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наконец пришли они в березовую рощу. Зашумели березки листочками и рассказали им, что казаки впервые поселились на Березовской земле, как жили и строили Березовку люди и какая она сейчас, как изменился быт людей со временем. Дети самостоятельно анализировали увиденное, делали выводы, искали ответ в иллюстрациях, спрашивали у бабушек и дедушек.
Фото Березкины именины.
…
Пошли они дальше и увидели на дороге камень, а на камне написаны слова: «Кто пойдет налево узнает историю поселка, кто пойдет направо- познакомится с культурой и традициями своего народа, а кто прямо пойдет о достопримечательностях узнает».
Пошли дети в левую сторону и пришли к избушке на курьих ножках. Вошли, и встретила их Баба-Яга в русской традиции с хлебом, с солью. Накормила - напоила их она, в бане с березовым веничком выпарила, за стол посадила, березовым чаем угостила, а сама села и поведала, о том, как жили наши предки, во что одевались, что ели, как строили русские избы. И дала она детям задание: рассказать о своей родословной и впредь внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Сфотографировали дети избу, записали рассказ Бабы-Яги и пошли дальше по правой дороге.
Фото русской избы. Фото родословной.
….
Добрались до большого прекрасного терема «Школы искусств». Встретила их хозяйка и повела их по палатам, где на стенах висят картины Березовских художников и подарила она на прощание книгу «Березовские дворики», где юные художники запечатлели любимые места и тихие дворики родного поселка. ?
Фото в музее с картинами, фото книги «дворики»
….
Долго ли, коротко ли - скоро сказка сказывается, не скоро дело делается.
Держат путь дальше: видят, а у дороги сидит Иван дурак переставляет дома, не знает, как из них поселок построить. Попросил помощи он у ребят. Нарисовали ребята план-схему поселка и помогли построить макет улиц.
Фото поселка на ковре, фото домов, схема с мордочками.
….
Стали дети держать путь дальше, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на них жажда великая: что ни дать, только бы воды испить! Осмотрелись кругом и видят невдалеке Енисей. Из-под старого вяза – высокого, из-под кустика ракитового, из-под камешка вытекла Енисей – река. Зажурчали воды Енисея и рассказали детям о том, какая рыба водится в реке, записали все ребята, умылись с дороги и пошли дальше.
Фото макета Енисея.
….
Вышли на прямую дорогу. В то время проезжали мимо гонцы и послали ребята гонцов во все концы распрашивать-да разыскивать о памятных местах, о достопримечательностях поселка. И привезли гонцы фотографии музея, созданного Владимиром Вавиловичем Кожевниковым, памятника летчику В. С. Олейникову, аллеи Славы, построенной церкви и других зданий.
Фото музея 3 школы, фото аллеи церкви
….
Посмотрела Елена Леонидовна, что материала накопилось много, и решено было вернуться в родной терем «Родничок». Стали они держать путь в свое государство, стали они подъезжать к своей земле. И вдруг немного погодя осияло и небо и землю летит по воздуху золотая колесница; на колеснице сидит королевна Елена Премудрая такой красы, неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать! Сошла она с колесницы, села на золотой трон, развернула свою волшебную книгу; начала подзывать к себе ребяток по очереди. И стала учить, и воспитывать любовь к Родине, желание знать свои корни и традиции, смотреть на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, беречь и приносить пользу людям, родной природе, своему краю. Прочитала из своей волшебной книги стихотворение (стих на слайд)
Там, где сладко пахнет березой,
Там, где дом и родная семья,-
Это все называется Родина,
Дорогая, родная земля!
Даже солнце здесь светит теплее,
И ромашки красивей цветут.
И горжусь я землею своею-
Здесь хорошие люди живут…
Покончила свое ученье, подарила детям ковер самолет, чтобы быстро вернуться ребятам домой. Ведь пешему тридцать лет идти, на крыльях десять лет нестись, а на ковре самолете – в три часа можно оказаться дома. Вскочила Елена Прекрасная на колесницу и была такова!
Сели ребята на ковер самолет и оказались в своем родном тереме «Родничок». Встретила их Царевна-Несмеяна, обрадовалась своим ребятам, повеселела и стала отныне Царевной Смеяной. Разговоры тут коротки: веселым пирком да на праздник. ?
Фото за столом
…
А после праздника Елене Леонидовне пришлось поработать в роли организатора, консультанта, дизайнера, историка, чтобы создать мини- музей в группе о малой Родине, о родном поселке. Фото музея
….
А детям и их родителям стать активными помощниками, участниками, соавторами и творцами. Ведь важным условием региональной составляющей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Фото с родительского собрания.
….
С тех пор стали ребята в тереме жить- поживать, добра наживать. А про Березовку прекрасную и песни поют, и сказки сказывают.
Фото с детьми старшей группы.
….
Наше путешествие заканчивается, но жизнь сказки продолжается…