Марина Исакова
Система патриотического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 24 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ
СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ДОО
Разработчики:
Заведующий- Исакова М. В
Воспитатели-
Моисеенко Н. М.
Третьякова Т. Г.
п. Каменномостский
2023 год
Публикация «Система патриотического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что современные дети мало знают о родном посёлке, стране, особенностях народных традициях, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры
ЦЕЛЬ: Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
ЗАДАЧИ: Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные
• воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
• формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
• формирование патриотических чувств к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку) ;
• формирование духовно-нравственных отношений;
• формирование уважения к культурному наследию своего народа;
• воспитание любви к своим национальным особенностям;
• чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
• толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание представляет собой комплексный процесс. Оно подразумевает гармоничное воспитание личности, формирование чувства ответственности за страну и сограждан. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.
Рассмотрим подробнее формы работы с детьми:
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном посёлке, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного посёлка;
- за трудом людей в детском саду и в селе;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн республики,патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках
Формы работы с родителями:
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.
К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Анкетирование «Семейные традиции»
Консультации в родительских уголках
Совместная деятельность детей и родителей:
-Оформление рисунков «Моя семья»
-Обсуждение и распространение семейного опыта;
-Совместные детско-родительские встречи в различных формах:
- Конкурсы, спортивные мероприятия.
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Основные направления патриотического воспитания
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном посёлке, районе, республике.
Духовно - нравственное. Это- семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
В нашем детском саду в группах существуют уголки патриотического воспитания. В зависимости от возраста уголки в группах разные. В младшей группе больше сказок, и русских-народных, и сказки разных народов. Но обязательно портрет Президента нашей страны Путина Владимира Владимировича, Российский флаг и герб.
В детском саду мы празднуем основные государственные и народные праздники, памятные даты. В Непосредственно образовательной деятельности, используем мультимедийную установку для показа презентаций, беседуем, проводим праздники и досуги:
6 июня -День русского языка, день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина
27 марта – Всемирный день театра.
12 июня – День России
9 мая –день Победы
22 июня – День памяти и скорби.
30 ноября – День Государственного герба Российской Федерации.
23 февраля- День защитников Отечества
Не забываем мы и русских народных обрядовых празднованиях таких как, Масленица, Троица.
Что самое дорогое у человека- это его семья. Праздник День семьи, любви и верности. И конечно же рядом с детьми их мамы, папы, братья и сестры.
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что Патриотизм – это естественное чувство, которое заставляет человека любить свою Родину и быть готовым жертвовать ради неё собственными интересами.
Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, посёлку, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Опыт нашей работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи:
- по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице;
-развитию любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад;
-воспитанию уважения к людям труда;
-формированию бережного отношения к родной природе и всему живому;
-развивать интерес к русским традициям и промыслам; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-расширению представлений о России, ее столице;
-знакомству детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия