Елена Кузьминых
Система коррекционно-оздоровительной работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к презентации «Система коррекционно-оздоровительной работы ДОУ»
(слайд 2)
Актуальность проблемы коррекционно-оздоровительной работы в ДОУ определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель-ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 4%. (см слайд – сравнение по годам). За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью.
Публикация «Система коррекционно-оздоровительной работы ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии.
(слайд 3)
Так, на начало 2013-2014 учебного года 186 воспитанников ДОУ распределены по группам здоровья следующим образом:
1-я группа (абсолютно здоровые дети) - 4 чел.
2-я группа (имеющие морфо-функциональные отклонения) - 156 детей
3-я группа (хронически больные в компенсированной форме) - 25 ребенка
5-я группа (дети-инвалиды) – 1 ребенок
И основная масса детей получают эту группу на врачебной комиссии перед поступлением в ДОУ. Повлиять на данную ситуацию коллектив не в силах. Это результат действия экологических и техногенных факторов.
(слайд 4)
Анализируя данные по заболеваемости (за год) наглядно видно, что при относительно «ровном» и постоянном количестве случаев заболевания в течение нескольких лет, весьма значительный скачок произошел в 2012году. Увеличилось количество случаев заболевания, как среди детей ясельного возраста, так и среди дошкольников.
Причины:
- Сравнительно позднее начало отопительного сезона (неполадки в отопительной системе ДОУ)
- «Вспышка» ветряной оспы в 5 группах (совместные выходы из групп, контакт между братьями и сестрами)
- Отсутствие системы работы и контроля (в адаптационный период, по коррекционно-оздоровительной работе)
(слайд 5)
- а также одна из причин - обобщенный показатель здоровья снижается. Уменьшается количество детей, ни разу не болевших в учебный год. В среднем по группам это 2 – 3 ребёнка.
Таким образом, явно видна необходимость отладки системы коррекционно-образовательной деятельности ДОУ для повышения уровня оздоровительной деятельности.
Медицинским персоналом была составлена циклограмма мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ – раздать план мероприятий
(слайд 6)
Творческой группой педагогов ДОУ в 2013 году была разработана «Программа развития ДОУ», в которой основные моменты всей системы коррекционно-оздоровительной работы можно представить в виде модели и состоит она из 4 блоков
Удобнее представить содержание этой модели через взаимодействие субъектов коррекционно-оздоровительной деятельности. (раздать лист с моделью КОР ДОУ).
В системе есть как направления работы, присущие конкретному субъекту деятельности, так и поля их тесного взаимодействия. Например:
Направления работы конкретно с педагогами – Методические мероприятия, контроль, самообразование педагогов.
И поле взаимодействия педагогов и детей – закаливание, коррекция зрения…
(слайд 7) Была составлена блок-схема организации взаимодействия ДОУ и семьи.
раздать лист блок схема взаимодействия А также содержание работы в этих блоках и модель и тактика работы воспитателя с родителями в помощь педагогам.
Консультационный пункт работает на базе ДОУ уже несколько лет. Не хватает широкой рекламы для более активного спроса пункта.
Не будем подробно останавливаться на структуре взаимодействия педагогов и родителей.
(слайд 8) Рассмотрим «поле» взаимодействия педагога и дошкольника:
Закаливание. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. В течение года рекомендации по проведению закаливающих процедур дает ст. медсестра. Раздать план закаливающих мероприятий.
При закаливании руководствуемся определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.
Система закаливания основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей и рефлекторные способности организма.
раздать паспорт группы, индивидуальный.
В группах имеются паспорта здоровья групп, индивидуальные паспорта здоровья, а также оформлены панно «Дневничок здоровья», где ребенок сам оценивает качество проведения оздоровительных мероприятий.
(слайд 9)
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. Раздать организацию двигательного режима
(слайд 12) Если физкультурно-оздоровительная работа проводится в системе и постоянно, то результатом становится – повышение показателей развития физических качеств.
(слайд 13)
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Поэтому, перед нами встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, в разработке программы " Здоровья", которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. В течение дня дети имеют возможность несколько раз позаниматься на спортивных комплексах.
Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает:
• физзанятия, физдосуги, праздники;
• творческие недели ЗОЖ;
• прогулки два раза в день;
• прием детей и занятия на воздухе в теплый период года;
• утренние разминки и после сна;
• физминутки, зрительную гимнастику с помощью тренажера, самомассаж, режим динамических поз в структуре других занятий;
• психогимнастику;
• музыкально-ритмические занятия;
• самостоятельную двигательную деятельность детей.
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада в плане физвоспитания.