Наталья Морозова
Система коррекционно-логопедической работы с детьми по формированию речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Система коррекционно – логопедической работы с детьми по формированию речевого дыхания
Организация работы, основанной на использовании дыхательных упражнений, проводится с соблюдением следующих условий.
1. Игровые упражнения проходят в помещении с чистым воздухом, средней влажности.
2. Дети одеты в свободные одежды, не стесняющие движения.
3. Количество и темп выполнения упражнений дозируются логопедом.
4. Игровые упражнения не проводятся:
• после приема пищи;
Публикация «Система коррекционно-логопедической работы с детьми по формированию речевого дыхания» размещена в разделах
• при переутомлении, недомогании.
Система коррекционно – логопедической работы с детьми строится на основе следующих принципов:
- целенаправленности, систематичности, регулярности;
- индивидуально - дифференцированного подхода к детям;
- учёта ведущего вида деятельности (Л. С. Выготский).
Основные приё мы в обучении:
• использование не только объяснений, но и многократный показ;
• подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический;
• многократные практические упражнения.
Коррекционно – логопедическая работа проводится в три этапа.
На первом этапе «Постановка диафрагмального дыхания» с детьми осваивается техника диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса без участия речи.
На втором этапе «Развитие длительного фонационного выдоха» уделяется внимание формированию у детей длительного фонационного выдоха для развития координаторных взаимоотношений между дыханием и голосом.
На третьем этапе «Формирование речевого выдоха» проводится работа по развитию речевого выдоха на материале слогов, слов, фраз и стихов.
I этап. Постановка диафрагмального дыхания.
Цель данного этапа – освоить с детьми технику диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса без участия речи.
В начале нужно провести познавательное занятие по теме «Как устроена дыхательная система», чтобы обобщить и конкретизировать знания детей о её строении и значении.
Изначально, для постановки диафрагмального дыхания используется исходное положение «лёжа», чтобы мышцы всего тела слегка расслабились. Для снятия мышечного напряжение лица дети осуществляют вдох и выдох через приоткрытые губы. Используются следующие игровые упражнения: «Шарик», «На волне океана», «Качели». Для формирования диафрагмального дыхания в положении «лёжа», применяется многократный показ, подробное словесное объяснение как правильно дышать и кинестетический контроль.
В дальнейшем используются игровые упражнения из исходного положения «сидя», «стоя» и «в движении».
Из исходного положения «сидя» проводятся следующие игры: «Задуй упрямую свечу», «Бабочки», «Живые предметы», «Костёр», «Футбол». Во время выполнения данных игр, обращать внимание, чтобы дети не надували щёки. Для этого подключается визуальный контроль и даё тся словесное указание: «Прижимать щёки пальцами одной из рук». На этой ступени формирования диафрагмального дыхания перед детьми встаёт новая задача : развитие длительного выдоха без участия речи, т. е. вдох стал короче, чем выдох.
Приблизительно в течение 6 занятий дети выполняют игровые упражнения из исходного положения «стоя» : «Вертушка», «Снежинки летят», «Трубач». В ходе игр ребятам предлагается набирать воздух уже не через рот, а через нос.
Работая над формированием диафрагмального дыхания, чтобы дети во время вдоха чрезмерно не наполняли лёгкие воздухом, что создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц, логопед постоянно напоминает, даёт многократный показ и объясняет, сколько нужно набирать и сколько выдыхать воздуха.
Для работы на первом этапе разработаны методические рекомендации для педагогических работников по постановке диафрагмального дыхания, выработке его силы и длительности и предложена серия игровых упражнений.
II этап. Развитие длительного фонационного выдоха.
Цель этапа – сформировать у детей фонационный выдох для развития координаторных взаимоотношений между дыханием и голосом. Поскольку дыхание и голосообразование – это единые взаимообусловленные процессы, тренировку речевого дыхания нужно проводить одновременно с работой над голосом, т. е. вводить голосовые упражнения.
Изначально, для развития длительного фонационного выдоха берётся произношение одного гласного звука. Для этого проводятся следующие игровые упражнения: «Эхо», «Укачивание», «Вьюга», «Необитаемый остров», «Медведи», «Рёвушка – коровушка». Перед выполнением игровых упражнений даётся подробное словесное объяснение, как правильно произносить каждый гласный звук. Основная ошибка может быть при выполнении данных игровых упражнений - твёрдая атака, т. е. дети смыкают голосовые складки, а затем делают выдох. Звук получался резкий, твёрдый. Многократный образец мягкой голосоподачи, словесное объяснение, слуховой контроль, способствуют успешному освоению данных игровых упражнений. Делая акцент на звуках, мы не должны забывать о диафрагмальном вдохе и выдохе, поэтому выполняя упражнения, можно контролировать себя ладонью, положенной на область диафрагмы.
Работая над голосом, нужно обучать детей использовать грудной резонатор, чтобы снизить напряжение голосовых складок, поэтому гласные звуки даются в следующей последовательности: а, о, у, и, э.
Перед детьми в игровых упражнениях ставятся задачи менять высоту, силу голоса, придавать ему речевые интонации удивления, восклицания, огорчения, утверждения, что вызывает у детей большой интерес.
После освоения длительного произношения одного гласного на выдохе, детям предлагается серия игровых упражнений: «Стихотворение о гласных звуках», «Эхо», «В лесу», «Разговор фруктов» на слитное сочетание двух гласных. На этой ступени решается новая задача: используя восклицание, выделять голосом один из звуков, который произносится достаточно громко, а другой тянуть голосом с умеренной громкостью.
Игровое упражнение «Воздушный шарик» и его усложнение, в котором нужно произносить гласные звуки с постепенным наращиванием их количества, вызывает у ребят затруднения. Им трудно слитно произносить длинный ряд гласных при непрерывном артикулировании на одном речевом выдохе. Но с помощью систематической работы, многократного показа, слухового контроля ребята освоят данный вид упражнения.
Для работы на втором этапе разработаны методические рекомендации для педагогических работников по развитию длительного фонационного выдоха и предложена серия игровых упражнений.
III этап. Формирование речевого выдоха.
Цель данного этапа – сформировать у детей речевой выдох на материале слогов, слов, фраз и стихов.
Детям предлагается игровое упражнение «Вьюга», для выработки умения посылать выдыхаемую на звуке «м» струю воздуха, которая идёт от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Для этого детям даё тся подробное словесное объяснение выполнения данного упражнения: встать прямо, чтобы не было мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела. Далее открыть рот, расстояние между зубами, сделав равное двум пальцам, язык положить плоско, чтобы кончик был у нижних резцов, затем сомкнуть губы, гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и нёбная занавеска подняты. Таким образом, мы устанавливаем речевой аппарат для произнесения звука «а». Чтобы проверить опущенное состояние глотки мы кладём палец на хрящ гортани каждого ребёнка (адамово яблоко) и предлагаем ему сделать глубокий вдох носом. Когда наш палец ощущает движение хряща вниз, это означает, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: нёбная занавеска и маленький язычок поднялись вверх. Дети, сделав вдох через нос, и, сохраняя основное положение, послали выдыхаемую на звуке «м» струю так, чтобы ощутилось звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы шла от диафрагмы и «ударялась» в верхние передние зубы. Звук получается легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, дети ощущают некоторое дрожание – вибрирование. Это означало, что звук шёл верно, без препятствий, что он попал в маску, т. е. в кости лица, и отразился в ней.
Для того чтобы вывести в маску звук «м», который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком, было предложено игровое упражнение «Глупый котёнок». При произношении слогов мы обращаем внимание на то, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука назализованности, который вызывается тем, что нёбная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость.
Усложнение игрового упражнения «Глупый котёнок» поможет детям на одном дыхании вывести сочетание звука «м» с тремя гласными — а, о, у и и, э, ы. По ходу выполнения упражнения мы напоминаем детям, чтобы все звуки произносились на одной высоте и направлялись в маску.
Упражнения «Корова и телята», «Перекличка животных» ставили своей целью упражнять детей уже в изменении высоты голоса.
Серия игровых упражнений «Придумай сам», «Потерялась собака», «Важное задание», «Кто придумает конец, тот и будет молодец» направлена на формирование речевого выдоха в словах. Ребята, согласно правилам игры, на выдохе произносят по одному слову, а в упражнении «Потерялась собака» акцент ещё делается на силу и высоту звука.
После освоения речевого выдоха в словах, ребятам предлагались игровые упражнения «Посмотри и ответь» в двух вариантах на материале предметных, сюжетных и пейзажных картинках. С помощью данных игровых упражнений мы сформируем у детей речевой выдох во фразах. Осуществляя работу, используется показ, словесное объяснение, как на одном выдохе произнести предложение, наращивая количество слов от двух до четырёх, вопросы по содержанию картинок. Логопед обращает внимание на то, чтобы дети произносили слова слитно, не отделяя одно от другого.
Для постановки речевого выдоха в стихах используются игровые упражнение «Выучи стихотворение». Для лучшего освоения упражнения детьми использовался многократный показ, слуховой контроль и словесное объяснение, как читать стихи: после каждой строчки делать небольшие паузы для добора воздуха, равномерно распределять выдох, использовать умеренный темп речи с чётким договариванием слов в полном их объёме.
Для работы на третьем этапе разработаны методические рекомендации для педагогических работников по формированию речевого выдоха и предложена серия игровых упражнений.
Таким образом, проведённая коррекционно – логопедическая работа позволила определить структуру работы по постановке речевого дыхания.