НАДЕЖДА ИЛЬИНА
Сидим дома — играем всей семьей. Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сидим дома — играем всей семьей
Пальчиковые игры
как средство развития речи у детей
Самоизоляция - мера вынужденная, - один из поводов поиграть всей семьей.
Источники способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Сидим дома — играем всей семьей, Консультация для родителей „Пальчиковые игры как средство развития речи у детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и речевое развитие у него нормальное.
Через мелкую моторику у детей развивается интеллект. Деятельность мозга ребенка очень тесно связана с тактильными ощущениями, которые ребенок получает через ладошки и пальчики.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей и для взрослых, они развивают ловкость, подвижность к творческим способностям, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять напряжение. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.
С помощью пальчиковых игр развивают фантазию и воображение. Так как, руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет взрослый, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой?
Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях) минут по 5.
Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес?
Или достаточно играть в полюбившиеся?
Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.
Это – механическое заучивание. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.
Все игры – как простые, так и сложные – нужно показывать. Тем самым вы даёте понять ребёнку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребёнок становится вашим партнёром по игре.
Последовательность разучивания игр
1. Взрослый показывает игру малышу
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой малыша
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст
4. Ребёнок выполняет движения с небольшой помощью взрослого, который произносит текст
5. Ребёнок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, взрослый подсказывает и и помогает
Вот некоторые из игр:
«Жучок»
Этот маленький жучок.
По земле гуляет,
Перебираем пальцами по ступням.
Листик сладенький найдёт.
И его кусает.
Щипаем ступни.
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).
Этот маленький жучок.
По траве гуляет.
Перебираем пальцами по коленям.
Этот маленький жучок.
По кустам гуляет.
Перебираем пальцами по животу.
Этот маленький жучок
Выше залезает,
Перебираем пальцами по груди.
Вот он ямочку нашёл,
«Жучок заползает» в ямочку на плече у шеи.
Лёг и отдыхает.
Пальчики сжимаем в кулаки.
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
«Пальчик - мальчик, где ты был?»
Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!
«Козлята»
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости.
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить.
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
(На слово «бух» - хлопаем в ладоши).
И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени).
«На прогулку»
Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)
Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)
Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)
«Что я делала?»
В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга,
Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач (печём «пирожки»,
Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»,
Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки,
А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).
«Сколько птиц?»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)
Две синицы, воробей
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).
«Замок»
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули… (тянем кисти в стороны)
Покрутили… (волнообразные движения)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)
И открыли! (пальцы расцепились)
«Семь сыновей»
У Маланьи, у старушки ( хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)
Семь сыновей (показать семь пальцев,
Все без бровей (очертить брови пальцами,
Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам,
Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом,
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы,
Вот с такой бородой (показать руками большую бороду!
Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)
На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).
Никогда нельзя принуждать ребёнка к пальчиковым играм. И детей нужно всегда хвалить, и поощрять.
Регулярные выполнения пальчиковых игр помогут улучшить контакт между ребёнком и взрослым.
Нужно получать от этого только удовольствие.