Татьяна Савина
Школьный проект «Край донской» (казачья школа)
▼ Скачать + Заказать документы
Школьный проект КРАЙ ДОНСКОЙ (Казачья школа)
/воспитание гражданской идентичности на основе регионального компонента в общеобразовательной школе/
Пояснительная записка
Сегодня на образование возлагается миссия сохранения национальной культуры. На это указывают Закон РФ «Об образовании», государственная образовательная инициатива «Наша новая школа». Эта нормативная документация явилась методологической основой разработки и реализации ФГОС второго поколения как инструмента реализации государственной политики в области образования.
Публикация «Школьный проект „Край донской“ (казачья школа)» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Идея и реализация собственного опыта в решении проблемы сохранения национальной культуры, духовно-нравственного воспитания и патриотических чувств детей родилась в нашей школе в 2007году. Школьный проект «Мы и наша культура» реализовывался широко, выходя за рамки только духовно-нравственного контекста, хотя в 2008-2010г. г. являлся областной пилотной площадкой по основам православной культуры. Далее этот проект остался в ОУ в режиме функционирования. Идеи же гуманной педагогики, к которым мы стали проявлять интерес с 2010года, подсказали новые инструменты воспитания гражданских и патриотических чувств учащихся. Как результат – в марте 2011г. школа стала областной пилотной площадкой по реализации проекта «Формирование культуросозидательной среды образовательного учреждения на основе приоритетов региональной образовательной политики» (Приказ от 29марта 2011г. №209 Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, научным руководителем которого была Скрябина Наталья Юрьевна, к. пед. н., доцент кафедры управления ЮФУ, руководитель Научно-образовательного центра ЮФУ «Южно-Российский центр гуманной педагогики: образование и социокультурная интеграция». Срок реализации этого проекта в нашей школе заканчился в мае 2013года, а далее проект остался в школе в режиме функционирования.
Идея воспитания гражданской идентичности и патриотических чувств школьников на основе углубленного изучения регионального компонента (Казачья школа) открывает новые горизонты и дает конструктивные инструменты воспитания. Сильными сторонами проекта являются преемственность между звеньями образовательной системы и интеграция общего и дополнительного образования. Содержание проекта закладывает базовые основы гражданской и культурной идентичности. Реализация проекта в начальной школе осуществляется с приоритетом технологий развивающего обучения, в подростковом возрасте – проблемного обучения, в старшем школьном возрасте через технологии рефлексивно-творческого обучения и воспитания.
«Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели». Дмитрий Сергеевич Лихачев
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА :
воспитание осознанной любви к своему народу.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
становление активной гражданской позиции (гражданской идентичности) школьников через понимание их связи с людьми, живущими в обществе.
ЗАДАЧИ:
• формирование уважительного отношения к отечественной истории, культуре, традициям и обычаям родного края;
• формирование системы духовно – нравственных ориентиров через приобщение учащихся к традиционным ценностям малой родины;
• воспитание патриотизма;
• развитие творческого потенциала и лидерских задатков школьников;
• развитие толерантного сознания личности в поликультурном мире.
ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
• Есть первостепенные факторы воспитания патриотизма – наша прекрасная природа, великая история, многонациональная культура. Они живут, как бы не менялись времена и люди. Значит, важно целенаправленно поддерживать, взращивать патриотическое сознание, чувства, поведение – с пониманием сложностей настоящего, с верой в будущее.
• Региональность – существенный фактор патриотического воспитания. Донской край - это та среда, в которой возможно возникновение и развитие патриотических чувств и сознания ребенка, родившегося в краю ковыльных степей и Дона-Батюшки. В рамках регионального и местного менталитета возможно формирование представления школьников о донском казачестве, со времен седой старины охранявшем южные рубежи нашей родины, о развитии истории и культуры донских казаков.
• Закон РФ «Об образовании» (Статья 3) провозглашает «…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе, окружающей среде, рационального природопользования».
• Стандарты общего образования второго поколения актуализируют значение исторической преемственности, сохранение и развитие национальной культуры и гражданской идентичности.
• Человек – общественное существо. Он не может жить исключительно личными интересами. Каждый из нас чувствует и понимает связь не только с малой родиной, всей страной и миром в целом.
• Человек – активное существо. Ему свойственно стремление участвовать в общественных делах, внести свою лепту в их совершенствование.
• Потенциал семьи и школы в процессе патриотического воспитания детей является приоритетным и обладает огромными возможностями. Ведь каждая семья несет на себе региональные и местные особенности, своеобразие менталитета социума сложившихся традиций и психологической атмосферы.
• Социальное творчество детей - актуальное пространство самореализации в конкретных условиях взаимодействия со сверстниками и старшими. Такой – по сути патриотический – опыт утверждения позитивной позиции имеет серьезное значение для детей. Это опыт самореализации, когда школьники сами становятся своеобразными субъектами патриотического воспитания тех, с кем рядом проводят школьные годы.
• Содержание проекта ориентировано на учебно – воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний об окружающем мире, но и формированию и развитию социального опыта учащихся, гражданской и культурной идентичности.
• Школьный проект «КРАЙ ДОНСКОЙ» синтезирует и обеспечивает в своем содержании содружество ряда дисциплин: литературы, истории, обществоведения, географии, экологии, музыки, технологии, МХК, ИЗО, психологии. Это дает возможность обеспечить в реальном учебном процессе естественную межпредметную интеграцию, необходимую для целостного постижения окружающего мира.
• Проект адресован учащимся начального, среднего и старшего звена школы в форме факультативов (начальная школа, учебных модулей, внеурочных социально значимых проектов, научной и творческой исследовательской деятельности (среднее и старшее звено школs).
• Направленность работы – гражданственность, патриотическое воспитание, создание равных условий для развития всех детей, независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных и иных условий.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КАЖДОМУ ЭТАПУ
1 этап 2014 – 2015 учебный год
-Анкетирование родителей и старшеклассников об актуальности проблемы воспитания гражданских чувств.
-Системность в реализации содержания проекта в рамках учебного плана и внеурочной деятельности ОУ.
-Приобщение учащихся к духовным ценностям, традициям и обычаям малой родины.
-Привлечение родителей к участию в реализации проекта.
2 этап 2015 – 2016 учебный год
-Системность в реализации содержания проекта;
-умение детей совершать полезные, «добрые дела»;
-участие в школьных и городских социально значимых и творческих проектах.
3 этап 2016 – 2017 учебный год
-Системность в реализации содержания проекта;
-содружество семьи и школы;
-формирование системы нравственных ориентиров и гражданских чувств детей;
-мониторинг «продуктов» социально значимой деятельности учащихся;
-анкетирование родителей и выпускников школы на выходе из проекта; психолого-педагогический мониторинг нравственности и гражданских чувств выпускников.
Обучаясь по данному проекту, школьники узнают :
- в чем уникальность культуры донского края;
- виды и жанры донского искусства;
- роль и место культуры донских казаков в сложении национальной художественной культуры;
- каков этико – эстетический идеал духовной культуры донского казачества;
научатся:
- понимать язык художественных символов России и малой родины;
- обретать точку опоры и выстраивать собственную систему ценностных координат.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА в контексте проекта «КРАЙ ДОНСКОЙ»
В сфере личностной самореализации: гармонизация интеллектуального и эмоционального развития; любовь к Родине, семье, согражданам, гражданственность, патриотизм, восприятие целостной картины мира.
В сфере социализации: уважение к законным правам и свободам человека в российском обществе; понимание взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни; навыки социального взаимодействия, сотрудничества, толерантность.
В сфере интеграции в культурологическое пространство России: интеграция в историческое пространство национальной культуры; ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию донского казачества и других народов России; уважение к предкам, историческому прошлому государства, как основы российского патриотизма и гражданственности.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- наблюдение;
- естественный эксперимент (в условиях учебной, исследовательской и социально значимой деятельности);
- анкетирование;
- анализ ежегодных результатов.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
-научность, доступность, наглядность;
-интегративность;
-вариативность.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТА :
- желание школьного сообщества - родителей, их детей и учителей;
- наличие квалифицированных специалистов и достаточной материальной базы.
МЕСТО ПРОЕКТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
В отношении к содержанию базового гуманитарного образования данная программа является расширением общего историко – обществоведческого образования.
Элементы знаний о гражданской идентичности и патриотических чувствах донского казачества присутствуют в базовом содержании образования в курсах основных учебных дисциплин образовательных областей «Филология», «Обществознание», «Искусство», «Технология», что отражено в соответствующих образовательных стандартах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «КРАЙ ДОНСКОЙ»
Начальная школа, 1-4классы
Факультативные курсы под общим названием «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ, МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – ДОНСКОЙ КРАЙ»
Л. И. Гайдина, В. А. Яровенко «Патриотическое воспитание. Родники России» (1-4класса,
Б. Н. Нагорный, М. П. Астапенко, Е. Ю. Сухаревская «Символика твоей Родины» (3класс)
Е. Ю. Сухаревская «Доноведение» (1-4классы)
А. В. Камкин, И. А. Кузьмин «Истоки» (1-4классы)
В. Н. Коновальчук «Жизнетворчество» (1-4классы).
О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» (1-2классы,
Учебные модули в рамках урока музыки - «Донской фольклор» (1-4классы).
Основная школа, 5-9классы
«ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
1. Рабочая программа школьного краеведческого историко-археологического клуба «Скиф», 6-11классы.
2. Рабочая программа демократического клуба патриотов «Верность», 6-9классы.
3. Рабочая программа экологического кружка «Адонис», 6-9классы.
4. Учебные модули о донском казачестве в рамках учебных предметов: технология- «Народные традиции Донского казачества» (5-8классы, литература- «Донская словесность» (5-7классы, ИЗО-«Родной край в произведениях донских художников» (5-8классы, МХК – «Традиции донских казаков : жизнь, быт, обычаи на Дону» (9класс).
5. Участие в творческих и социально значимых проектах школьного подросткового клуба «Я+ТЫ», 5-8классы.
Старшая школа, 10-11классы
«СТАНОВЛЕНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И НРАВСТВЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
1. Участие в творческих, научных и социально значимых проектах Совета старшеклассников ОУ, 10-11 классы.
2. Исследовательская деятельность старшеклассников в рамках учебных предметов.
3. Учебный модуль в рамках урока психологии «Азбука социальной психологии» в 10классе(7часов) и в рамках социальной развивающей работы школьного психолога – групповые занятия «Навыки социального взаимодействия, социализация старшеклассников» в 11 классе (5часов).
Примерное содержание изучаемых знаний по проекту «КРАЙ ДОНСКОЙ» выстроено по модели концентрата и отражено в совокупности содержательных линий.
1. Донские казаки и их картина мира.
2. История казачества, его быт и культура.
3. Донская словесность.
4. Нравственная культура казаков, их патриотизм и гражданственность.
5. Художественная культура Дона.
6. Православие – традиционная религия донского казачества.
Содержание образования в начальной школе включает элементы из всех содержательных линий на уровне, доступном младшим школьникам.
Содержание образования в основной школе является базовым в отношении содержания в начальной школе.
Содержание образования в старшей школе является базовым в отношении содержания в основной школе.
Все классные часы, модули учебных предметов, исследовательская и проектная деятельность опираются на соответствующие содержательные линии.
Основные виды учебной деятельности учащихся: эмоциональное восприятие произведений искусства; культурологический анализ исторической эпохи; творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах и художественных техниках; выполнение исследовательских проектов, в том числе с использованием ИКТ, участие в социально значимых проектах.
Объекты культуры для посещения учащимися: музеи, художественные мастерские народных промыслов, православные храмы (экскурсии, донские станицы, театры, художественные выставки при активном участии родителей.
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА :
- КИМы по учебным предметам;
- портфолио творческих и социальных достижений учащихся;
- психолого-педагогическая диагностика нравственности и уровня социализации выпускников 11х классов.
Критерии эффективности проекта – творческие достижения детей, их нравственность.
Критериями оценки учебно – воспитательных результатов проекта школьниками являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности школьник предпочитает и преимущественно проводит).
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Учебные классы.
2. Экспозиции «Великая Отечественная война 1941-1945г. г.», «Народные традиции донских казаков».
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кадровый потенциал достаточен. Реализацию программы будут осуществлять 10 учителей школы. Из них 6 – высшей квалификационной категории, 4 - первой квалификационной категории.
ЖЕЛАЕМОЕ:
- кадровое: волонтер-наставник;
- методическое: вариативность программ по проблеме гражданского воспитания школьников, диагностические методики нравственности учащихся;
- финансовое: возможность участия в выездных исследовательских проектах и конкурсах.
25.03.2015года