светлана терновая
Схема конспекта прогулки «Наблюдение за погодой»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа
Тема: «Наблюдение за погодой»
Цель: закреплять представления о последнем периоде осени, его особенностях.
Программное содержание :
Задачи:
Образовательная:
- Закрепить умение различать и называть состояние погоды.
- Формировать умения детей замечать различия, подводить детей к выводам на основе наблюдений.
- Закрепить знания о сезонных изменениях в природе поздней осенью.
Развивающая:
- Развивать интерес к неживой природе.
- Развивать диалогическую речь.
Публикация «Схема конспекта прогулки „Наблюдение за погодой“» размещена в разделах
- Развивать самостоятельность, наблюдательность, умение сосредотачиваться на погодных явлениях.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к природе.
- Воспитывать доброе, заботливое отношение ко всему живому.
- Воспитывать трудолюбие.
Методы и приемы:
- Наглядный: наблюдение.
- Словесный: беседа, рассуждение, сравнение, загадки,
- Практический: подвижная игра, дидактическая игра, труд.
Предварительная работа: беседа о природных явлениях, наблюдение за погодой через окно.
Выносной материал: конверт с письмом, оборудование для самостоятельной трудовой и игровой деятельности (лопатки).
Организационный момент, начало занятия
Цель: Установление контакта, создание положительной мотивации на занятии.
Задачи: 1. Привлечь детей к совместной деятельности;
2. Активизировать мыслительную деятельность детей;
3 .Поддержать интерес к совместной деятельности.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
- Дети выполняют движения в соответствии с текстом (поднимают руки в стороны, топают ногами, стоя на месте, хлопают в ладоши, поднимают прямые руки вверх- в стороны)
Ответы детей:
-Осень.
- Ноябрь. Выходим на улицу, становимся в круг.
-Ребята, повторяйте за мной движения.
Давайте вместе с нами
Потопаем ногами
Похлопаем в ладоши
Сегодня день хороший!
-Ребята, скажите, а какое сейчас время года по календарю?
-А кто знает, какой сейчас месяц?
-Молодцы ребята, правильно! Организационный момент.
Вопросы.
Актуализация опыта.
2. Основная часть занятия.
Цель: учить давать характеристику природным явлениям, анализировать и сравнивать.
Задачи: 1. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения;
2. Продолжать учить двигаться по сигналу в подвижных играх;
3. Учить выполнять несложные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Ответы детей:
-Да, поможем.
- На небо, солнце, ветер.
- Небо чистое, голубое.
-Небо будет серое, хмурое.
- Облака движутся плавно, быстро, медленно.
- Погода - ясная, безоблачная.
- Нет.
- Солнышко.
-Да.
- Ярко.
- Да.
Дети играют, хлопают в ладоши.
- Солнечная.
- Ветер - это движение воздуха.
- Ветер можно определить по деревьям.
-Когда есть ветер, деревья качаются, они наклоняются в ту сторону, куда дует ветер.
- Мы можем определить по одежде.
- Мы сегодня одеты тепло. – Потому, что на улице холодно, дует холодный ветер, лежит снег.
- Теплые куртки, шапки, теплые сапоги, варежки, шарфы.
- Ноябрь.
Дети играют, согласно правилам игры.
- Да, любим.
Ребята, сегодня утром нам пришло письмо от Буратино. Он просит нас о помощи.
«Здравствуйте, ребята! Мне в школе дали очень сложное задание - понаблюдать сегодня за погодой и заполнить календарь погоды, помогите мне, пожалуйста». Ну что, поможем?
Установка:
- Ребята, сегодня на прогулке мы будем наблюдать за погодой. Чтобы узнать, какая у нас сегодня погода, на что мы с вами будем обращать внимание?
- А теперь давайте понаблюдаем за погодой.
- Ребята посмотрите, какое сейчас небо?
-А если на небе тучи, - какого цвета будет небо? Правильно.
- Как движутся облака по небу?
- Ребята, а если небо без облаков, как можно сказать про погоду? Какая она?
- А снег сегодня идет?
- Ребята, а что мы с вами еще можем увидеть в небе?
А сегодня есть на небе солнышко?
-А как светит солнышко?
- Теперь давайте с вами поиграем. Хотите?
Дидактическая игра «Не зевай!» (птицы зимующие, перелетные).
- Дети, сейчас я каждому дам названия птицы, вы запоминаете, и как только прозвучит название птицы, вы должны хлопнуть в ладоши. Кто прозевает свое название, выходит из круга.
Так какая сегодня погода? Солнечная или пасмурная?
-Молодцы, ребята!
- Ребята, а что такое ветер?
- Всё верно, молодцы, ветер это движение воздуха!
-Ребята, а вы знаете как определить, есть ветер или его нет?
- А что происходит с деревьями?
-Ребята, а как можно определить холодно на улице или нет?
Правильно. Ребята, посмотрите друг на друга и скажите, как мы сегодня одеты? Почему?
А что на нас сейчас одето?
Молодцы, ребята!
- А еще потому что месяц ноябрь.
- Послушайте загадку и отгадайте, про какой же она осенний месяц:
В этот месяц, что ни год
Белый день в обед встает.
Зимний сумрак, грязь и слякоть.
Вдруг - сугробы у ворот. (Ноябрь)
- Ноябрь – это ворота зимы. Дождь идет часто со снегом, температура понижается, дуют холодные ветры. Ветер холодный и сильный, срывается снег. Ноябрь раньше называли «Снеговеем».
- А еще говорят «Первый снежок - детям на радость».
А теперь давайте подвигаемся, поиграем.
Подвижная игра «Ловишки - перебежки»
Объяснение правил:
- Ребята, вы стоите за чертой на одной стороне площадки. На второй стороне также проведена черта. Сбоку стоит Ловишка.
- Я произношу слова: «Раз, два, три-беги!»- вы перебегаете на другую сторону площадки, а Ловишка вас ловит.
- Кого поймают, выходят из игры.
-Ребята, правила игры понятны? Ну, тогда начинаем играть.
- Ребята, кто из вас любит помогать взрослым, трудиться?
- А теперь давайте все вместе очистим дорожку от снега.
Молодцы, хорошо потрудились! Какая дорожка у нас чистая получилась!
А теперь пора нам в группу. Проблемная ситуация.
Вопросы: репродуктивные и поисковые.
Ответы детей.
Дид. игра «Не зевай!» (птицы зимующие, пере-летные).
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Вопросы.
П/и «Ловишки - перебежки»
Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу. Развивать быстроту, ловкость.
3. Заключительная часть занятия:
Цель: Подведение итогов занятия.
Задача: Учить детей обобщать и делать выводы.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети заходят с прогулки, раздеваются, усаживаются на стульчики в группе.
- Да, понравилось.
- наблюдали за погодой : ветром, небом, солнцем.
Сегодня на улице ясно, солнечно, дует холодный ветер. Значит на улице холодно.
Дежурные отмечают в календаре погоды условные обозначения. В группе посадить детей на стулья, приготовить календарь наблюдений.
Ребята, вам понравилась наша прогулка?
-Мне тоже очень понравилась.
-Что сегодня мы с вами наблюдали?
Какая у нас сегодня погода?
-Ребята, на улице мы с вами не смогли заполнить календарь погоды, давайте, поможем Буратино заполнить его сейчас?
Приглашаю отметить в календаре погоды условные обозначения.
Ребята, вы, большие молодцы! Вы помогли Буратино заполнить календарь погоды, он вам очень благодарен за помощь. Похвала.
Рефлексия.
Работа с календарем.
Прощание.