Марина Титаренко
Шахматы в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Шахматы в жизни дошкольника
Всё чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?» Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Анатолий Карпов, Х. Р. Капабланка, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов – в 4 года, В. Стрейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Гибурданидзе – в 5 лет, Гарри Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте, А. Алёхин, М. Таль, В. Смыслов – к 7 годам.
Публикация «Шахматы в жизни дошкольника» размещена в разделах
Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим
Впрочем, не все дети, кого увлечёт шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой. Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашнее задание.
Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, игра – ведущая форма деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы. И это не фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с 3-х лет
О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: «Шахматы – чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности». Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д.
Работы выдающихся психологов и педагогов: Л. А. Венгера, А. А. Столяра, Л. Ф. Тихомировой, Б. И. Никитиной, З. А. Михайловой, Е. В. Колесниковой, современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения
Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.