Людмила Кудряшова
Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1.
Цель
• обучение умению различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы, используя карточки-модели
• развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы
• воспитание любознательности, желания узнать новое.
Материал.
Демонстрационный: картинки с изображением объектов живой (береза, орешник, ромашка, муха, лягушка, щука, слон и т. д.) и неживой (ледник, океан, скала, песок и т. д.) природы; карточки с условными обозначениями живого и неживого; два листа бумаги со схематичным изображением дома на каждом.
Публикация «Серия комплексных занятий по ознакомлению детей с природой (часть 1)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Раздаточный: карандаши, листы бумаги на каждого ребенка.
Предварительная работа: знакомство с книгой Р. Кошурниковой «Путешествие с глобусом», рассматривание иллюстраций, поместить в уголок «Любознайка» модель глобуса, карту, атлас «Мир и человек»
Ход занятия.
1. Знакомство детей с игровым персонажем Почемучкой, который сидит в группе на полочке «умных книг», с одноименной энциклопедией для детей. Почемучка знакомит детей с книгой, говорит, что дети узнают из нее много интересного. Спрашивает у детей хорошо ли быть «почемучкой», т. е. часто задавать вопрос «почему?» взрослым. Дети отвечают положительно, объясняя свою точку зрения.
2. Почемучка предлагает детям рассмотреть разложенные им по полу картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Затем просит кого-либо из детей разделить картинки на две группы так, чтобы в каждой оказались подходящие друг к другу предметы и поселить их в доме. Почемучка подсказывает детям, если они не догадываются, что картинки нужно разделить на «живые» и не «неживые». Далее выясняют главные различия между двумя группами: живая природа отличается от неживой следующими признаками: она питается, дышит, растет и развивается, размножается ( пример: дерево, животные камень, вода).
3. Далее все вместе придумывают условные обозначения для живой и неживой природы
живая природа неживая природа
и помещают карточки с этими знаками на крыши домов.
4. Подвижная игра «Живое-неживое» проводится вместе с игровым персонажем. Почемучка называет какой-нибудь объект живой или неживой природы, а дети соответственно прыгают (живая природа) или неподвижно стоят (неживая природа).
Занятие №2.
Цель:
• обучение умению различать растения и животных, выделять их отличительные признаки, используя карточки-модели;
• развитие зрительного восприятия, памяти, мышления;
• воспитание интереса к книгам познавательного характера.
Материал.
Демонстрационный: картинки с изображениями различных растений (роза, колокольчик, кактус, клен и т. д.) и животных (улитка, карась, лягушка, комар, муравей, медведь, обезьяна и т. д.); 2 листа бумаги со схематичным изображением домов.
Раздаточный: лист бумаги, карандаши, карточки с условными обозначениями растений и животных.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбомах «Растения», «Животные», игры на классификацию из раздела «Логика» программы «Развитие», чтение энциклопедии «Почемучка» (глава «Почему лист зеленый?» стр. 182-184).
Ход занятия.
1. Появляется Почемучка и предлагает детям следующее задание: рассмотреть картинки с изображением растений и животных и ответить на вопрос: «Что общее у всех объектов, нарисованных на картинках?» Если дети затрудняются, он постепенно подводит их к ответу: на картинках изображено все живое, то есть живая природа. Затем предлагает 2-3 детям расселить все картинки по двум домам, чтобы в каждом оказались похожие существа. В результате оказывается, что в одном доме живут растения, а в другом – животные.
2. Детям предлагается придумать и нарисовать условные обозначения растений и животных, выбираются наиболее удачные варианты обозначения и значки помещаются на крыши домов.
растения животные
3. Далее Почемучка спрашивает, чем же отличаются жители домов друг от друга. Выслушиваются мнения детей, обобщаются ответы и дается правильный ответ: растения, благодаря своим листьям сами умеют готовить себе пищу из солнечного света, воздуха, воды (напоминается содержание главы «Почему лист зеленый?», рассматривается иллюстрация) а животные не умеют этого делать, они едят только готовую пищу: травоядные животные растения;
хищные других животных.
Дети приводят примеры тех и других животных, отмечают, что домашних животных кормят хозяева. Почемучка хвалит детей за сообразительность.
4. Проводится дидактическая игра «Растение или животное» Почемучка раздает каждому ребенку по две карточки с условным обозначением животного или растения, называет то или иное растение или животное, а дети показывают соответствующую карточку.
Занятие №3.
Цель:
• обучение умению выделять факторы неживой природы, влияющие на растения и животных;
• знакомство с моделями живой природы : свет, тепло, вода, почва (факторы неживой природы);
• обучение умению выделять факторы, влияющие на растения и животных;
• развитие интереса к методу наглядного моделирования у детей.
Материал.
Демонстрационный: картинки с изображением неживой природы (море, водопад, восход и заход солнца, ледник, песок, чернозем, скала и т. д.); 4 листа бумаги со схематичным изображением дома на каждом; большие и маленькие карточки с условным обозначением факторов неживой природы.
Раздаточный: листы бумаги, карандаши; карточки с условными обозначениями воды, света, тепла, почвы, растений, животных, стрелки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение книг «Путешествие с глобусом», работа с атласом «Мир и человек» и глобусом, знакомство с различными климатическими поясами, в которых живут растения и животные, беседа о приспособлении их к условиям жизни.
Ход занятия.
1. На занятии вместе с Почемучкой появляется Незнайка, который просит детей помочь ему разобраться в вопросах, которые он задает детям:
• Что такое живая природа? (животные и растения).
• Почемучка выкладывает на стол картинки с изображением моря, льдин, скал, солнца и т. д., выясняет у детей, что это неживая природа.
• Чем отличается живая природа от неживой? (дышит, питается, растет, двигается, размножается)
Незнайка благодарит детей за разъяснения, удивляется, как много они знают.
2. Почемучка предлагает детям карточки-модели, на которых условные обозначения воды, света, тепла, почвы (большого и маленького размера).
Объясняет и предлагает разложить картинки неживой природы к этим моделям. Незнайка вызывается помочь, но выполняет неправильно, дети исправляют допущенные ошибки.
3. Далее Почемучка поочередно берет карточки-модели и вместе с детьми разбирает значение каждого фактора (воды, света, тепла, почвы) неживой природы для жизни растений и животных. В ходе беседы выясняется, что происходит с ними в жизни, если, например: много (большая карточка) или мало (маленькая) солнца, воды, тепла. Берутся для примера: животные Севера (белый медведь) и животные Юга (верблюд) и сравнивается их образ жизни, приспособленность к условиям климатического пояса.
4. Детям предлагается взять раздаточные карточки и стрелки и вместе с Почемучкой построить модели, отображающие влияние факторов неживой природы на растения и животных.
Занятие №4.
Цель:
• ознакомление детей с многообразием растительного мира Земли, со значением растений, их строением (моделью) и умением приспосабливаться к условиям внешней среды;
• развитие интереса к жизни растительного мира;
• воспитание бережного отношения к природе.
Материал: природный материал, картинки с изображением разнообразных растений, таблица-модель с изображением строения растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, плоскостное изображение «волшебного жука Точечкина» видеофильм.
Предварительная работа: чтение книг В. Дацкевич «Чудо-остров», «Растительный мир» издательства «Росмэн», экскурсия в городскую оранжерею, уход за комнатными растениями и составление картотеки, сбор коллекций растений, открыток, альбомов, просмотр телепередач «Растительная жизнь», «Наш сад», «Живая природа».
Ход занятия.
1. Почтальон Печкин приносит письмо от Почемучки и посылку с видеокассетой. В письме говорится о том, какой интересный фильм предстоит посмотреть детям, но посылку почтальон отдаст тогда, когда убедится, что дети правильно ответили на вопросы, которые им задает Почемучка в письме.
Вопрос №1 – «Дети, расскажите, пожалуйста, что относится к живой природе?» (Растения и животные).
Вопрос №2 – «Чем растения отличаются от животных?» (Способом питания).
Вопрос №3 – «Назовите растения, которые вы знаете?» (Дети перечисляют разнообразные растения, одновременно рассматриваются иллюстрации)
2. Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает побеседовать о значении растений для жизни животных и человека. В ходе беседы выясняются знания детей о том, что без зеленых растений на Земле не было бы пищи, необходимой для жизни всех живых существ. Кроме того, они обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания всех живых организмов, в том числе и человека; а также поглощают из воздуха углекислый газ. Пока на Земле достаточно зеленых растений, запасы кислорода в атмосфере не иссякнут. Все растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни, и все они относятся к трем группам: деревья, кустарники, травы. Предлагаю детям привести примеры. Растут они в разных странах и экосистемах (в лесу, в воде, в городе). Леса, луга, степи служат местами обитания животных. Животные находят здесь пищу, убежище, условия для размножения. Большое значение имеют зеленые растения и в жизни человека. Они являются источником пищи, дыхания, топлива (каменный уголь, строительных материалов (дерево) и сырья для изготовления бумаги (древесина, лекарств (сбор и переработка лекарственных растений, делают почву плодородной, очищают воздух от загрязнения. Именно поэтому человек стремится сажать много растений в городах. Необходимо беречь и охранять зеленые насаждения, ухаживать за ними.
3. Вместе со схемой (моделью) строения растения появляется новый игровой персонаж – волшебный жук Точечкин. Он знакомит детей со строением растения, рассказывая и показывая, какие составные части есть у растения : корень, стебель, лист, цветок, плод (семена) и загадывает детям загадку о растениях:
«Без рук, без ног, но двигается, дышит, но не говорит, питается, а рта нет» (растение). Или: «Дышит, растет, а ходить не может»
Спрашивает, какие условия внешней среды должны быть для того, чтобы растение хорошо росло. Предлагает показать нужные модели-карточки (свет, тепло, влага, почва).
4. Просмотр видеофильма о разнообразных растениях Земли.