Приложение МААМ

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет) (4 фото)

Надежда Кудряшова
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)

ель проекта:

Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком; развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, повышения координации движения рук (мелкой моторики).

Задачи проекта:

1. Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.

2. Учить детей замечать особенности материала: фактуру, массу, звуковые свойства (легкий, тяжелый – мягкий, пушистый и т. д.).

Публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)» размещена в разделах

3. Знакомить со следующими основными разновидностями свойств предметов: с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный); с формой (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник); с величиной (большой и маленький); со свойствами, воспринимаемыми на слух, на ощупь, на вкус, с помощью обоняния и движения: громко – тихо, звонко – глухо, твердый – мягкий, холодный – теплый, гладкий – шероховатый, мокрый – сухой, сладкий – горький, кислый и др.

4. Формировать первоначальные представления о пространстве на основе различения детьми частей своего тела и словесных характеристик пространственных отношений между предметами (за, перед, спереди, слева, сзади, справа).

5. Учить замечать количественное отношение между предметами (много, один, мало) и особенности движения (быстро – медленно).

6. Формировать умения:

• Определять форму, величину, цвет предметов по образцу; группировать и чередовать предметы по цвету (найди такой же);

• Группировать однородны предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина);

• Сравнивать два предмета по величине (большой, маленький, фиксировать это отношение словесно, понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький», «одинаковый», «разные».

Сроки реализации проекта:

Проект разработан для работы детьми в возрасте с 2 до 3 лет.

Сроки выполнения проекта: 9 месяцев (сентябрь – май).

Введение в проблему.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запарожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Участники и социальные партнеры:

Дети-воспитанники 1-ой младшей группы

• Родители воспитанников.

Педагоги: воспитатели группы, старший воспитатель, педагог психолог.

Реализация проекта.

В процессе работы с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что нужно как можно больше уделять внимание на развитие сенсорного восприятия у малышей. Для этого я изучила книгу Л Н Венгера «Воспитание сенсорной культуры ребенка», изучила другую литературу по сенсорному воспитанию : К Л Печора «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» «Дошкольный педагог 1-ая часть»; В С Мухина «Детская психология» и журналы «Дошкольное воспитание».

Чтобы приступить к работе с детьми по этой теме были изготовлены и приобретены ряд пособий и дидактических игр на развлечение цвета, формы и величины предметов:

- Разноцветные грибочки

- Одень мишку

- Матрешки

- Занимательный куб и др.

Дети данного возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Для развития ребенка необходимо накопление богатого сенсорного опыта что предлагает освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, пространственных и временных отношений, овладение способами обследования предметов (разгадывание, ощупывание, поэтому в группе создано поле для сенсорного развития, которое включает в себя:

- Аутодидактические предметно- тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки вкладыши разной формы.

- Различные виды дидактических игр: Лото, Домино, Мозаика, Складные кубики с различными картинками;

- Мягконабивные дидактические игрушки:

- Развивающие игры типа «Лего», способствующие развитию мелкой моторики рук, освоению сенсорных эталонов (цвета, формы, величины, различные пазлы.

- Координационные коврики со следами рук и ног.

- Разнообразный строительный материал: деревянный, пластмассовый, мелкого среднего крупного размеров- способствующие развитию у детей чувства пространства.

Овладение навыками сенсорного восприятия проходит не только на занятиях но и во всех остальных режимных моментах. Все дети с удовольствием занимаются этой деятельностью, в результате которой многие уже научились застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать ботинки, называют цвет, величину, форму предмета, а также другие качества предмета.

Программа реализации проекта.

1 этап : Подготовительный этап

№ Содержание деятельности Срок выполнения

1 Анализ материально-технического обеспечения для сенсорной деятельности ребенка раннего возраста в группе Сентябрь

2 Составление перспективного плана работы с детьми Сентябрь

3 Составление плана работы с родителями Сентябрь-Октябрь

4 Оформление информационного пространства в группе Ноябрь - декабрь

5 Подбор (приобретение)необходимого игрового оборудования Сентябрь-Май

6 Анкетирование родителей по вопросам сенсорного образования детей дошкольного возраста, выявление уровня родительской компетентности в данном вопросе. Сентябрь

2 этап: основной этап.

1. Работа с детьми.

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 «Игра с пальчиками», «Чей домик»,

«Построй башню», «Спрячь шарик в ладошке», «Травка для зайки». Сентябрь

2 «Кто быстрее свернет ленточку», «Собери пирамидку», «Помоги Незнайке собрать цветочек», «У кого большой мяч», «Найди цветок для бабочки». Октябрь

3 «Поможем Петрушке», «Привяжи ленточки к шарикам», «Что катится, что нет», «Апельсин» (рисование, «Строим гараж», «Вода холодная и теплая» Ноябрь

4 «Шли, шли, что-то нашли», «Занимательная коробка», «Три медведя», «Что выбрал Петрушка»,

«Шарики на ёлке» (рисование, «Орешки для бельчат» (лепка) Декабрь

5 «Следы на снегу», «Узкая дорожка зеленого цвета» (конструирование, «Угостим кукол конфетой», «Раскладывание однородных предметов близкой формы на две группы» Январь

6 «Курочка и цыплята» (выкладывание из мозаики, «Как снег становится водой», «Пальчики танцуют (рисование пальчиками, «Угощение для Мурки», «Мебель для Маши», «Что делают матрёшки». Февраль

7 Лепка «Снеговик», «Герои сказки пришли в гости» (один – много, «Рисование пальчиком по крупе – «Заборчик», «Лесенка из кубиков» (конструирование, «Ёлочки и грибочки» Март

8 «Что изменилось», «Что ещё такого же цвета», «Колёса для машины» (рисование, «Гуси с гусятами», «Смотрит солнышко в окошко», «Чудесный мешочек», «Змейка из пуговиц» (конструирование) Апрель

9 «Одуванчики», «Слепим мисочку и угостим ёжика молоком», «Разноцветные бусы», «Воздушные шары», «Найди всё(цвет, форма, величина, «Следы котёнка» (рисование пальчиком сложив щепоткой, «Солнечный зайчик» (местонахождение) Май

2. Работа с родителями

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 Знакомство родителей с идеей проекта, его целью, задачами и планом работы с детьми. Сентябрь

2 Оформление наглядной информации для родителей в рубриках : «Учите вместе с нами», «Вести с занятий», «Для вас, родители». Сентябрь - май

3 Оформление индивидуальных папок для детских работ Сентябрь

4 Изготовление полочки для выставок детских работ. Октябрь

5 Проведение консультаций на тему : «Формы и методы работы по воспитанию у детей раннего возраста сенсорной культуры», «Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием», «Дидактические игры и упражнения в сенсорном развитии ребенка в д/саду» Ноябрь – Январь - Март

6 Оформление фотостенда «Играя, учимся» Декабрь

7 Участие родителей в изготовлении атрибутов, пособий, игр и другого материала, необходимого в реализации проекта Октябрь - апрель

3. Подведение итогов.

№ п/п Название и содержание мероприятий Срок выполнения

1 Фотовыставка материалов о работе педагога и родителей с детьми в рамках реализации проекта. Декабрь

2 Диагностика уровня сформированности знаний детей. Ноябрь - Декабрь

3 Оформление альбома детских работ. Октябрь - Ноябрь

4 Встреча с родителями воспитанников :

• Итоги работы в рамках проекта;

• Анкетирование родителей;

• Обмен опытом совместной деятельности родителей с детьми. Декабрь

Критерии эффективности проекта. Конечные результаты.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста должны сформироваться умения и навыки свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия :

- Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру идругие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойства при выборе из 4-х разновидностей.

- Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из 4-х разновидностей (либо 4 разновидности цвета, либо 4 разновидности формы)

- Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин) в силуэтах разной величины (медведя и медвежонка, зайца и зайчонка)

- Подбирают предметы определенной формы и цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину «кирпичики» определенного цвета);

- Формируется понятие о качестве и количестве предметов;

- Дети начинают применять приобретенные знания о сенсорных эталонах в игровой деятельности;

- У родителей появилось осознанное отношение к проблеме сенсорного воспитания ребенка-дошкольника, осознание значимости проблемы в развитии ребенка как личности.

Литература:

1. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 1998г.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Москва 1988г.

3. Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»

4. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие».Методическое пособие. Москва 2004г.

5. «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста).

Фото №1 ель проекта Формирование отношения к свойствам предметов и их отличительным признаком развитие зрительного слухового тактильного восприятия повышения координации движения рук мелкой моторики Фото №2 Задачи проекта Фото №3 Учить детей различать форму цвет величину предметов и другие их признаки
Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики своими рукамиИгры для развития мелкой моторики своими руками Хочу представить Вам несколько игр и упражнений для детей дошкольного возраста необходимых для развития мелкой моторики рук. Данные игры.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)
Опубликовано: 27 марта 2014 в 19:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста (2–3 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кудряшова (УИ 182903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД