лариса мошкова
Сенсорное воспитание детей посредством предметно-игровой деятельности
Почему я взяла эту тему?
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Миновав ее невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
При поступлении в группу дети тяжело привыкают к новым условиям жизни, не все понимают словесные просьбы, у детей разный уровень развития. Учитывая все это, взяла эту тему, так как именно предметная деятельность в раннем возрасте оказывает наибольшее влияние на развитие ребенка.
Публикация «Сенсорное воспитание детей посредством предметно-игровой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Наблюдения работы с детьми показывают, что с помощью любого предмета можно отвлечь ребенка, заставить прислушаться, подвигаться, выполнить игровое задание. Главное то, что любые предметы выступают как повод для «деловых» контактов ребенка со взрослым, в результате которых малыш общается, обучается игровым действиям, у него развивается мышление, речь, развиваются пальчики и кисти рук, ускоряется «рождение» первых сознательных слов.
С чего я начала изучение этой темы?
Ознакомилась с методической литературой и передовыми образовательными технологиями по данной теме, после отбора необходимого содержания из дошкольных методик по раннему возрасту составила план проведения игровых занятий с постепенным усложнением игровых задач, опираясь на «Типовую программу воспитания и обучения в детском саду». Для своей работы использовала новинки из журналов «Обруч» из подписки журналов «Для самых маленьких», «Развивающие игры» М. Г. Борисенко, книга Э. Г. Пилюгиной, Новоселовой. Подобрав доступный по содержанию материал, учитывая возрастные особенности детей, составила план по теме самообразования, план кружковой работы, при разработке плана я ориентировалась на то, что для поддержания у детей познавательного отношения к предметам, к окружающей действительности требуется расширять круг предметов и явлений, их ближайшего окружения, создавать развивающую предметную среду, используя дидактические игрушки: матрешки, пирамидки,мячики,кубики,различные шнуровки.
Без помощи родителей трудно создать в группе предметную среду, с их помощью приобрели дидактический материал, соответствующий возрасту детей :
пирамидки;матрешки;
конструктор;
мячи, куклы, вкладыши;
машины, игрушки-каталки.
Наметила работу с родителями в форме собраний, анкеты-знакомства, консультаций, сообщений на мини-собраниях, методических рекомендаций в индивидуальных беседах, через уголок информации, папку работы с семьей, открытых просмотров.
С первых дней выясняю у мамы:
- Каково состояние здоровья ребенка;
- Чем больше любит играть дома;
- Любит ли делиться малыш своими игрушками;
- Выполняет ли словесные просьбы.
Из бесед с родителями и повседневного наблюдения, общения с ребенком составила карту нервно-психического развития по предметно-игровой деятельности; чтобы проследить результат своей работы.
Ознакомившись с литературой я взяла много полезного, наметила задачи и основные пути решения:
- Наладить контакт с ребенком и их родителями;
- Научить слушать и понимать слова, обозначающие название предметов, их качеств, действий;
- Приучать целенаправленно действовать с предметами, в соответствии с их назначением;
- Способствовать развитию мелких движений руки.
Определила конкретную цель : «Научить узнавать и называть предмет, целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их особенностями и назначением». У маленьких детей разный уровень развития, некоторым детям бывает недостаточно даже и наглядного показа, они не могут воспроизвести действия, в таких случаях действую вместе с ребенком, направляю его движения, побуждаю к активности, но как только вижу, что ребенок делает попытки к самостоятельности и я чувствую, что он понял, предоставляю ему эту возможность. Вначале направляю внимание ребенка на один предмет. Лена, что это? Это шарик (использую подсказку, делаю многократное повторение, побуждаю к сосредоточенному выполнению действия: покажи, догони, принеси, положи. Активизирую словарь, даю возможность поиграть как ему хочется, если ребенок умеет повторить то, что ему показали, предлагаю другие действия, слежу, чтобы действовал правильно, называю предмет, отмечаю отдельными действиями, называю цвет, форму, побуждаю к проговариванию, к звукоподражанию.
Сделала дидактические игры, программное содержание игр:
Учить различать и называть геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму;
Находить среди нескольких других;
Формировать способность подбирать по цвету, по величине;
Использую природный материал (камешки, песок, шишки, воду). Для игр с песком сделала мини-песочницу, дети любят играть с водой, с песком, используя черпачки, ведерки, совочки, ситечки, формочки, воронки. Для детей это источник новой информации об окружающем. Объясняю, показываю, знакомлю с тем, что:
Не все предметы тонут в воде;
Шишки и камешки такие разные;
Шишки легкие, а камешки тяжелые;
Если камешки намочить, то они изменяются;
Из сухого песка ничего нельзя построить, а из мокрого можно;
У каждого предмета есть свой звук;
Камешки стучат, а шишки нет и т. п.
В индивидуальных играх-занятиях показываю отдельные, не связанные между собой действия, повторяю одни и те же действия в разных персонажах, что ест, спит, ходит и собачка, и кошечка, и кукла, показываю разные действия с одним и тем же персонажем, побуждаю ребенка к повторению.
Для развития тактильных восприятий сделала шкатулку с двумя «рукавами», поместила в нее твердые и мягкие предметы. К этой шкатулке у детей старшей подгруппы большой интерес «…давайте, ребятки узнаем ручками, что там лежит?.». Предлагаю ощупать предмет, когда ребенок ощупывает предмет, он не может его назвать «Что там? Что это?». А когда вытащит предмет, в глазах радость. «Достал!» Андрюша, - спрашиваю, что это? Это шарик! Шарик круглый, он катится. Колеса у машины круглые, мячик тоже круглый, колечко круглое, а кубик нет. Кубик не катится, у кубика есть уголки. Вот они. Обследую предмет вместе с ребенком.
Положение руки при схватывании предмета фиксирует форму зрительно-тактильно. «Глаз учит руку - рука учит глаз». Обследуя предмет, ребенок получает опыт практических действий с предметами. Практика показала, что очень ценным для детей раннего возраста являются игры со строительным материалом, в действиях с которыми ребенок познает форму, величину предмета, элементарные пространственные отношения.
С постройкой, изображающей предмет можно предложить ребенку поиграть. Например, прием с башенкой. Ребятки! Петушок, золотой гребешок гулял-гулял, клевал-клевал зернышки и заблудился. Плачет петушок - дома не видно. Давайте, детки, скажем петушку «Не плачь петушок, мы тебе поможем». Будем башенку из кубиков строить. Где у нас кубики? Вот они - кубики. Это кубики. Поставим один кубик, взлетел на него петушок - низко, не виден его домик. Поставим еще один - снова не видно. Поставим еще один кубик. Взлетел на башню высоко-высоко и обрадовался «Ко-ко-ко! Виден дом». Подобные приемы помогают мне удержать внимание малыша на цели постройки и развивает самостоятельность строительной игры.
В начале игр показываю, что и как надо строить, как с постройкой можно поиграть, свои действия поясняю словами, если по ходу игры вижу, что дети плохо поняли задачи, повторяю показ и объяснение, объем внимания у маленьких детей незначительный, поэтому дидактические задачи должны быть простыми, содержать небольшое количество действий. Слежу, чтобы прикладывали кирпичики плотно друг к другу, когда дети строят, например дорожку. «Ровненькую дорожку сделаем, чтобы наша куколка не упала». С самых первых игр-занятий приучаю детей к аккуратности (не стучать, не бросать, убирать строительный материал на место, закрепляю понимание слов «построить», «кубик», «кирпичик».
Сначала занятия провожу индивидуально, для игры с постройками предлагаю детям дополнительные сюжетные игрушки, игрушку ребенку даю только тогда, когда он уже сделал постройку. Это побуждает его добиться результат.
В группе есть застенчивые дети, не решаются действовать самостоятельно. Им нужна помощь и подсказка, дети постепенно привыкают внимательно смотреть, что делает в вспомогательных предметов, выловить сачком из таза с водой шарик, рыбку, забить молоточком втулочку, палочкой продвинуть предмет. Игры с применением вспомогательных предметов развивают у ребенка целенаправленность действия.
Методику обучения я строю, учитывая особенности ориентировочной активности, если ребенок справляется с дидактической задачей, ввожу усложнение, практика показывает, что правильный подбор предметов обеспечивает успешность обучения.
Работу по предметно-игровой деятельности необходимо вести не только в детском саду, но и в семье. По плану работы с родителями, я провела три групповых родительских собраний по этой теме, познакомила с задачами, предлагала обыгрывать с детьми различные ситуации с предметами и игрушками, покупать игрушки, учитывая возраст и индивидуальные особенности ребенка, побуждает к разнообразным действиям, учить отвечать на вопросы. Подготовила консультации: «Предметная игра в жизни ребенка», «Какие игрушки нужны ребенку», «Развивающие игры детей раннего возраста».
Результат моей работы виден в том, что дети научились слушать, понимать словесные просьбы, различать и называть предметы и игрушки, находить на картинках, отвечать на вопросы: Кто это? Что это? Показывать отдельные части, целенаправленно действовать с предметами, выполнять определенные правилам игры.
Очень сложным остается на сегодняшний день для детей правильно собрать пирамидку. Когда направляю руку ребенка к нужному колечку, подсказываю какое колечко нужно взять, все получается. Самостоятельно ни один ребенок не может собрать напольную пирамидку в нужной последовательности, без помощи механически, бессистемно собирают пирамидку, любят играть с ней, их увлекает забавность подбора колец, бессистемность, как только снимается контроль, дети действуют по-своему.
Я посмотрела современные подходы к занятиям с дидактическими игрушками, в том числе и с пирамидкой, узнала, что полезно иметь наряду с обыкновенными пирамидками дидактические игрушки - пирамидки с однозначным решением, запрограммированным в их конструкции. В такой пирамидке малыш поймет задачу подбора кому по убывающей величине, если вначале поработает с пирамидкой, которую можно собрать в заданном варианте.
Цель моей работы с детьми: «Научить детей раннего возраста с помощью различных предметов общаться друг с другом,развивать речь,мышление,понимать и распознавать мир в котором мы живем»