Екатерина Фёдорова
Сенсорное домино-перевёртыш «Цветная геометрия»
▼ Скачать + Заказать документы
В задачи настольной игры «Сенсорное домино-перевёртыш “ Цветная геометрия”» входит развитие представлений детей о сенсорных эталонах (цвет, геометрические фигуры, внимания, мышления, памяти, речи, тактильных ощущений у детей от 3 до 5 лет.
Публикация «Сенсорное домино-перевёртыш „Цветная геометрия“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Дидактические игры
- Домино. Настольная игра своими руками
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2022
Сенсорное развитие лежит в основе познания мира ребёнком, все стороны его дальнейшего развития (интеллектуальная, нравственная, физическая) во многом зависят от успешного сенсорного воспитания. О важности развития сенсорных эталонов говорят многие психолого-педагогические исследования: З. М. Богуславская, Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, А. А. Катаева, Н. Н. Поддъяков, А. П. Усова выяснили, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. А. В. Запорожец доказал, что через усвоение систем эталонов сенсорики происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта. Указанные исследования позволили выдвинуть проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. Тем не менее очень многие педагоги и родители недооценивают практическую пользу сенсорного воспитания, отдавая предпочтение абстрактно-теоретическому, «взрослому» знакомству с миром. Сочетанием этих двух фактов – необходимости развития сенсорной сферы ребёнка и его недооценки обусловлена актуальность сенсорного домино-перевёртыша «Цветная геометрия».
От большей части пособий, направленных на развитие сенсорных эталонов у дошкольников, его отличает то, что оно выполнено в виде игры домино, что вносит в работу с пособием соревновательный эффект, побуждающий детей совершенствовать свои навыки с особым старанием. От настольных же игр подобного плана домино-перевёртыш отличают полифункциональность и направленность на ознакомление детей с большим спектром сенсорных эталонов.
Сенсорное домино-перевёртыш «Цветная геометрия» представляет из себя набор, состоящий из:
1. 28 деревянных костяшек – брусочков, на которые приклеены фетровые фигуры (семь наименований) семи цветов радуги. Все одноимённые фигуры отличаются друг от друга цветом и размером (для кругов и квадратов) или цветом, размером и формой (для треугольников, ромбов, трапеций, овалов и прямоугольников). Цвета и фигуры подобраны таким образом, что костяшки можно выставлять и по принципу «цвет к цвету», и по принципу «фигура к фигуре»
2. Шесть непрозрачных мешочков.
Игра рассчитана на индивидуальную или подгрупповую работу в дошкольном учреждении или совместную игру в семье.
Первый этап работы с игрой – знакомство. Можно предложить ребёнку (детям) найти все костяшки с, например, треугольниками и выложить их на столе так, чтобы одинаковые фигуры оказались с одной стороны (сверху или снизу). Необходимо обратить внимание ребёнка, что все фигуры разные по форме (в игре есть произвольные, равнобедренные, равносторонние и прямоугольные треугольники, по цвету, по размеру, но у всех есть общая особенность – три угла, поэтому они называются одинаково – треугольники. Можно предложить выложить из треугольников радугу. Аналогично необходимо познакомить детей с ромбами, прямоугольниками, квадратами, кругами, трапециями и овалами. Также следует обратить внимание детей, что геометрические фигуры не нарисованы на костяшках, а наклеены, порассуждать какие они наощупь, познакомить с материалом, из которого они сделаны – фетром.
После знакомства можно поиграть в игры «Кто первый найдёт», «Кто больше найдёт». Педагог (родитель) предлагает правило «Кто найдёт больше костяшек с овалами (ромбами, голубыми фигурами)» или «Кто первый найдёт костяшку с красным кругом». Впоследствии, правила могут предлагать сами дети по очереди.
Следующей игрой является «Домино – цвет». В ней необходимо играть в домино, приставляя костяшки друг другу по принципу одинакового цвета фигурки, не обращая внимания на её форму. Фиолетовый овал к фиолетовому кругу, красный прямоугольник к красному ромбу и так далее. На этом этапе дети закрепляют знания цветов радуги и правил игры в домино.
Геометрическое домино. В этом варианте необходимо играть в домино приставляя друг к другу одноимённые фигуры, не обращая внимание на их цвет. Зелёный овал к красному овалу, фиолетовую трапецию к зелёной и так далее. Эта игра сложнее сама по себе – все фигуры отличаются друг от друга цветом, формой и размером, и дополнительную сложность ей придаёт предыдущий опыт детей – расстановка костяшек по цвету. Благодаря этой особенности домино-перевёртыша, дети учатся рассматривать одни и те же вещи в разных ракурсах, что развивает не только внимание, но и креативное мышление.
Когда дети освоили геометрические фигуры домино в достаточной мере их можно познакомить с последним этапом – тактильными мешочками. Для начала можно предложить детям угадать сколько костяшек в мешочке – одна, две или ни одной только при помощи рук – ощупывая мешок снаружи или опуская руку внутрь.
Далее следует поиграть в игру «Угадай». Взрослый прячет в мешочке костяшку, ребёнок должен угадать наощупь, какие фигуры на ней изображены. Впоследствии, роль ведущего (прячущего костяшки) может исполнять ребёнок.
Последний, самый сложный вариант – тактильное домино. В нём костяшки выставляются также – фигура к фигуре, только они не выложены перед игроком, а прячутся в мешочках. Дети наощупь находят необходимые фигурки и ставят их на поле. Начинать играть следует с двух костяшек в мешочке, далее количество можно увеличить до четырёх-пяти.
Яркие цвета, разные наощупь материалы привлекают детей, делают игру интереснее и насыщеннее, а процесс получения знаний – увлекательней. Играя в сенсорное домино-перевёртыш «Цветная геометрия», дети не только получают удовольствие, но и развивают память, речь, внимание и умение креативно мыслить, рассматривая один и тот же предмет в разных вариантах и ракурсах.