Ольга Захарова
Семинар «Развиваем речь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Развиваем речь детей»
Цели:
• Познакомить педагогов с методами, повышающими речевое развитие детей.
• Способствовать приобретению ими опыта коллективной работы.
• Совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности.
• Закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников.
• Помочь реализоваться на педагогическом поприще.
Оборудование:
Публикация «Семинар „Развиваем речь детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Ноутбук, электронная игра «Выполняем артикуляционную гимнастику и развиваем мышление, внимание, память» карточки с артикуляционными упражнениями «У бабушки с дедушкой», магнитная доска, маркеры, карточки со скороговорками, с заданиями, чистые листы бумаги.
ЛОГОПЕД. Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует артикуляционная гимнастика.
Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха дети, с правильным, но вялым звукопроизношением «каша во рту») постепенно избавляются от этого дефекта; дети со сложными нарушениями звукопроизношения быстрее преодолевают речевые дефекты (когда с ними начнет заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены).
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
Следует заниматься ежедневно 5-7 минут.
Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. (Потом зеркало можно убрать). Постепенно темп упражнений увеличивается.
Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени. Необходимо обратиться к логопеду.
Когда упражнения артикуляционной гимнастики хорошо разучены можно включать их в режимные моменты ДОУ- в утреннюю гимнастику,в комплексы упражнений на занятиях физкультурой, в физминутки на занятиях.
У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателю необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл, концентрировать внимание и правильного его распределять, запоминать определенное положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит ребенку овладение навыками письма.
Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.
Следует заниматься ежедневно 5-10 минут
Сначала все упражнения выполняются медленно.
Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.
Формирование правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Начиная с четырех лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определенной последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова. Формируют умение различать на слух твердые и мягкие согласные, определять первый звук в слове, назвать слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.
Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.
Рекомендации по работе со скороговорками.
Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
Объясняют значение сложных слов
Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
Одним из направления развития связной речи у детей является работа с пословицами, которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.
Четкое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Участники семинара-практикума делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуны». Затем проводят конкурсы. Жюри (директор ДОУ и старший воспитатель ДОУ) оценивает каждый конкурс от одного до трех баллов.
КОНКУРС «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК».
Разминка. Логопед предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Блинчик жуем с вареньем малиновым.
Дуем на блинчик, ни в щеки, ни мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем «Спасибо» и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки.
Знание органов артикуляции. Логопед, поочередно задает вопросы командам.
• Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
• Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края)
• Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, небо, голосовые связки, носовая полость)
• Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются то размыкаются).
Знание артикуляционных упражнений.
Каждый член команды должны назвать артикуляционное упражнение, показать как оно выполняются, и сказать, для постановки каких звуков оно нужно. Используется электронная игра «Выполняем артикуляционные упражнения и развиваем внимание, мышление, слух»
КОНКУРС «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОПРИЯТИЯ»
«Назови слова на заданные звуки» (гласные, твердые или мягкие согласные). Участники конкурса поочередно должны назвать слово, начинающееся с заданного звука.
«Придумайте рифму к слову». На магнитной доске выставлены перевернутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочередно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, улитка – калитка, корзина – картина, жучок – паучок, воробей – муравей, ворона – корона, друг – круг, чашка - Пашка).
«Подбери слово с наибольшим количеством букв». Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Обороноспособность, газонокосилка, газораспределитель, расположение, территория)
«Определите место звука в слове». Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук [Л] будет стоять вначале, поднимите руки вверх и потянитесь, если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – наклонитесь и поставьте руки на колени» (Лампа, кулак, стол, колбаса, осел, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко)
КОНКУРС «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ДИКЦИИ»
Логопед предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно произнести быстро, вторую – то же быстро и с определенной интонацией.
Каждая команд выбирает скороговорку и предлагает команде-сопернице ее произнести.
Карточка №1. Гризли продавал гриву льва за гривну.
Компьютерному пирату в интернете не рады (Сердито).
Карточка №2. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
Саша шустро сушит сушки. (Удивленно).
КОНКУРС «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ. РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ»
Логопед предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.
Карточка №1.
- Продолжите пословицы.
С волками жить … (по волчьи выть,
С миру по нитке…. (голому – рубаха,
Всяк сверчок…. (знай свой шесток).
- Переведите пословицы на русский язык.
Сын леопарда – то же леопард. (Африка)
(Яблоко от яблони не далеко падает)
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
(Шила в мешке не утаишь).
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
(В тихом омуте черти водятся).
- Назовите пословицы про дружбу.
Карточка №2.
- Продолжите пословицы:
Двое пашут – (а семеро руками машут)
Кончил дело – (гуляй смело)
Гром не грянет – (мужик не перекрестится)
- «Переведите» пословицы на русский язык:
Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)
(слово- серебро, а молчание – золото)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
(Язык до Киева доведет)
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
(Обжегшись на молоке, на воду дует)
- Назовите пословицы про труд.
Итог: жюри объявляет победителя.