Нелли Дьяченко
Семинар-практикум «Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар –практикум «Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями»
Я очень рада всех вас поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично по общаемся, так как сегодня мы вспомним формы взаимодействия с родителями,
будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
Для начала нашей совместной работы предлагаю поближе познакомиться.
Упражнение «Знакомство»
Участники сидят в общем кругу.
Публикация «Семинар-практикум „Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Я предлагаю вам познакомиться друг с другом немного поближе. Сделаем мы с вами это таким образом, каждый по очереди называет своё имя и на первую букву своего имени называет своё любое качество. Это должно выглядеть так:
-Здравствуйте я Нелли нежная, надежная и т д…
Упражнение «Поляна достижений»
Обратите внимание на нашу поляну. Так как сейчас время года весна и наш район знаменит степными тюльпанами. Перед вами тюльпаны разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашей поляне покрыться разноцветными тюльпанами.
Тех, кто выбрал фиолетовый тюльпан, ожидает успех на сегодняшнем семинаре.
Те, кто выбрал красный, — желают общаться.
Жёлтый — проявят активность.
Синий — будут настойчивы.
Помните, что красота поляны зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Сегодня тема семинара –практикума «Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями»
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Цели работы ДОУ с родителями - это создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских отношений с родителями»
Исходя из целей
Основные задачи работы с родителями :
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Основная цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. «Дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип заимопроникновения двух социальных институтов…»
Василий Александрович Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
«Какие они современные родители?» упражнении (по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя»…
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели.
Работа с родителями в ДОУ реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Коллективные: родительские собрания, круглые столы, конференции, дискуссии.
Индивидуальные формы : беседы, консультации.
Наглядно-информационные : видеофильмы, фотовыставки, выставка детских работ, стенды, папки-передвижки
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы : информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, хотя по сути приближены к методам изучения семьи.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Это общие и групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы, выставки детских работ, совместные экскурсии.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.
Что необходимо предпринять для эффективного взаимодействия родителей и ДОУ
1. Создать условия, при которых родители захотят сотрудничать с воспитателем
2. Найти совместные виды деятельности интересные как для детей, так и для родителей
3. Сделать детский сад открытой системой
4. Найти объединяющие виды сотрудничества для разных групп детей
5. Использовать электронные средства коммуникации для информирования родителей о жизни детей в детском саду.
6. Придерживаться принципов взаимодействия (использовать доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество.)
Правильный подход к родителям (законным представителям) постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создаётся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов» : приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здравствуйте!», а: здравствуйте, Алла Павловна»
В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Слова, составляют всего лишь часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса, жесты, паузы, контакт глаз, прикосновения).
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе».
Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т. е. Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»).
Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
С какой интонацией будете говорить, интонировать с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности или доброжелательности.
А сейчас я предлагаю вам послушать одну притчу.
Притча.
Один восточный властелин увидел страшный сон, как будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить толкователя снов в тюрьму и позвал другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. Ведь ты же сказал ему то же, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопрос для обсуждения: какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара?
Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и как преподносит информацию. Чтобы речь положительно воздействовала на собеседника нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты.
Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.
Для проведения деловой игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая
игра будет состоять из трех частей: разминка, пути решения педагогов
и итог.
1 часть. Разминка.
Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди.
1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка -дошкольника?
(семье)
2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)
3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)
4. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа,
патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша и т. д.)
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.
Анкета : «Мои плюсы и минусы в общении с родителями»
2 часть. Пути решения педагогов
Задание № 1 Решение педагогических ситуаций
Ситуация 1
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Пути решения:
1. Провести беседу с родителями. В беседе не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".
2. На следующем родительском собрании воспитателю следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.
Ситуация 2
Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.
Пути решения:
1. В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы.
2. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях и санитарно-гигиенические правилах дошкольного учреждения.
Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости "не по правилам".
Задание № 2 «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями?»
Задача: Проранжировать (рассортировать) фразы к воображаемой беседе с родителями.
Варианты фраз:
1. Извините, если я помешала.
2. Я бы хотела.
3. Вероятно, вы об этом еще не слышали.
4. Вам будет интересно узнать.
5. Я бы хотела еще раз услышать.
6. Мне представляется интересным то, что.
7. Я пришла к такому выводу, что.
8. Вы хотите.
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что.
10. Давайте с вами быстро обсудим.
11. Как вы знаете.
12. Хотя вам это и неизвестно.
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать.
14. Вы, конечно, об этом еще не знаете.
15. А у меня на этот счет другое мнение.
16. Конечно, вам уже известно.
17. Вы, наверное, об этом слышали.
Последовательность выполнения
• Найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.
• Найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним («желательные»).
1. «Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала»,«Я бы хотела еще раз услышать», «Давайте с вами быстренько обсудим», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», «А у меня на этот счет другое мнение».
2. «Нежелательные» фразы в паре с «желательными» : «Я бы хотела» - «Вы хотите»; «Вероятно, вы об этом еще не слышали» - «Вы, наверное, уже об этом слышали»; «Мне представляется интересным то, что» - «Вам будет интересно узнать»; «Я пришла к такому выводу, что» - «Думается, ваша проблема заключается в том, что»; «Хотя вам это и неизвестно» - «Конечно, вам уже известно»; «Вы, конечно, об этом еще не знаете» - «Как вы знаете».
3 часть Итог. Составление синквейнов.
В заключении нашего семинара-практикума я предлагаю составить синквейн по нашей теме. Напоминаю, синквейн – это 5 строк, позволяющих рефлектировать по какому-либо поводу.
1 строка название (одно сущ.)
2 строка признаки (два прилаг.)
3 действия (три глагола)
4 суждение (фраза из 4-5 слов)
5 итог, вывод (одно слово)
Надеюсь, вы почерпнули из нашей встречи, что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания не только с родителями, но и коллегами.