Галина Форманчук
Семинар-практикум «Семейный физкультурно-оздоровительный досуг»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Дюймовочка»
Капизова Л. Г.
Тема семинара : «Семейный физкультурно-оздоровительный досуг».
Цель. Формировать у родителей умение организовывать и проводить физкультурно-оздоровительные семейные досуги.
Задачи.
• Расширять представления родителей о разнообразии физкультурных семейных досугов.
• Дать практические умения по планированию маршрутов выходного дня.
Публикация «Семинар-практикум „Семейный физкультурно-оздоровительный досуг“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Развивать конструктивное взаимодействие по физическому воспитанию детей между родителями и ДОУ.
1.
Давайте с вами обыграем одну из форм взаимодействия с родителями – семинар-практикум. Сегодня вы, коллеги, возьмете на себя роль «родителей дошкольников». Хотя почему «возьмете», вы и есть – бывшие родители детей дошкольного возраста, настоящие и будущие.
Все дети нуждаются в эмоциональных контактах с родителями, а ведь большую часть своей детской жизни они проводят с другими людьми: педагогами детского сада, тренерами, репетиторами.
Если родитель не стал другом своему ребенку в период дошкольного детства, то сделать это во взрослой жизни практически невозможно. Именно другом, а не только любящим и заботящимся о нем родным человеком.
Одна из продуктивных форм для установления контактов с детьми — совместный семейный досуг. Его значение в последние годы все более увеличивается. Этому способствует относительный рост материального достатка российских семей, «мода» на здоровый образ жизни как символ успешности человека, появление разнообразных игровых площадок. Но такая форма семейного досуга, как активный отдых характерна не для всех семей.
Ещё велик процент пассивного времяпрепровождения: просмотр телевизионных программ, игра на компьютере, отдых дома. Что бы ни делали мы взрослые — смотрели телевизор, принимали гостей, читали, вязали, ссорились, — с ними всегда рядом дети. Именно поведение родителей, а точнее, то, как они проводят свой досуг, во многом определяет будущее детей: выберут они здоровый образ жизни или пассивное времяпрепровождение.
Хорошо, если родители уже «с пеленок» вовлекают своих детей в те формы досуговой деятельности, которые привлекательны для них. Например, малыш, которого уже с года папа и мама берут с собой в рюкзаке в поход, как правило, вырастает заядлым туристом. Если, двухлетнего ребенка берут с собой на занятия в спортивный или тренажерный зал, то, он вырастит не равнодушным к спорту.
Взрослые должны научить ребенка занимать свое свободное время. Причем это не заключается, только в работе по дому. Необходимо расширить и разнообразить детские впечатления, использовать разные формы взаимодействия с детьми.
2.
Какие же формы используете вы в своих семьях?
В каждой семье есть свои интересные находки удачного проведения семейного досуга.
Сейчас мы разделимся на 5 рабочих групп. На общий лист вы запишите наиболее удачные, на ваш взгляд, формы семейных физкультурно-оздоровительных досугов. Затем отметите 1-3 наиболее интересные формы.
Работа в творческих группах (3мин.)
Оглашение результатов работы групп.
Презентация авторами 2-3 интересных форм семейного досуга.
Подведение итогов работы групп.
Формы семейных физкультурно-оздоровительных досугов :
Спортивные семейные досуги :
• Эстафеты, соревнования («Крепка семья – крепка держава», «Папа, мама, я – дружная семья», «А ну-ка, папы!» и др.)
• Массовые забеги («Лыжня России», «Кросс Нации» и т. п.)
• Пляжные турниры
Рекреативный семейный отдых :
• Прогулки
• Походы
• Туризм
(Туристические прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной деятельности, воздействия на организм природных факторов, продолжительного выполнения умеренных нагрузок. Опыт походной жизни формирует у детей первоначальные навыки выживания в природной среде.
Прогулка с дошкольниками требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание физических нагрузок с отдыхом. С детьми 5 – 6 лет длительность первоначальных прогулок в один конец должна занимать не более 30 - 40 минут. При регулярной организации походов дети могут преодолевать путь примерно 7 км. Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях были дети примерно одинакового возраста.
Дошкольники принимают самое активное участие в подготовке экипировки: собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки. Родители вместе с ребятами обсуждают намеченный маршрут, чтобы младшие почувствовали сопричастность к походу, ощутили себя его полноправными участниками.
На опушке леса, полянке можно предложить интересные игры, соревнования с тем, чтобы поддержать у детей хорошие настроение на оставшийся путь).
Экскурсионная работа:
• Спортивные комплексы («Зенит», «Ноябрьск» и т. д.)
• Интеллектуальный центр, библиотеки
(В библиотеке можно прочесть ребенку книгу, например, о здоровом образе жизни. Выбор темы произведений должен основываться на существующих проблемах (частые простудные заболевания, плохой аппетит, отсутствие культурно-гигиенических навыков, нарушения режима дня, длительный просмотр телепередач и видеофильмов, продолжительные компьютерные игры и т. д.).
На обратном пути ребенку можно предложить высказать мнение о поведении персонажей, проанализировать причины их поступков и придумать свой вариант решения возникшей проблемы.
Интересны будут детям и специальные тематические мероприятия интеллектуального центра, организованные для детей).
• Музей (тематические выставки).
• Посещение спортивных зрелищ («Футбольные матчи»).
(Посещение спортивных зрелищ это верный способ интересно провести свободное время всей семьей, а также привлечь внимание ребенка к данному виду спорта и спортивной жизни вообще. Важно, при организации такого досуга, тщательно всё продумать, так как дошкольный возраст ребенка не позволит долго неподвижно сидеть на месте. На помощь может прийти атрибутика болельщиков: шумелки, свистелки, веселые шапочки и т. д. Главное, объяснить ребенку некоторые правила болельщиков).
Совместные посещения массовых, праздничных мероприятий:
• «Проводы зимы», «День города» и т. д.
• Игровые площадки
Домашние досуги (проигрывают предыдущим видам семейных досугов, но незаменимы при плохих погодных условиях) :
• Занятия в спортивном уголке.
• Игры средней подвижности (дартс, кегли, кольцеброс)
• Чтение специальной литературы.
Все формы семейных досугов способствуют сплачиванию семьи, укреплению здоровья, развитию у детей любознательности, расширению кругозора.
Давайте рассмотрим, какие задачи решаются в ходе физкультурно-оздоровительных семейных досугов :
• Воспитание интереса к физической культуре и спорту.
При решении данной задачи значимую роль играет стремление ребенка к личным достижениям в области физического совершенствования. К старшему дошкольному возрасту, ребенок начинает проявлять интерес не только к процессу занятия физическими упражнениями, но и к своим достижениям. У него появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание стимулируется взрослым, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой.
• Формирование системы знаний о видах спорта, спортивных событиях в России и мире.
Посещение спортивных зрелищ, просмотр телевизионных трансляций спортивных состязаний, знакомство с литературой о развитии олимпийского движения способствуют созданию у ребенка системы представлений о становлении и структуре физической культуры.
• Воспитание интереса к народным традициям.
Празднование Нового года, Рождества, Масленицы в каждой семье имеет свое специфическое содержание. При использовании элементов фольклора, народных игр, забав при организации праздника появляется возможность знакомства ребенка с историей и культурой своего народа.
• Приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья.
Системное включение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, физических упражнений в повседневную жизнь семьи формирует у ребенка потребность в их использовании, закрепляет полезные привычки.
• Формирование интереса и воспитание уважения к семейным традициям физического воспитания.
В каждой семье есть свои традиции. Преемственность опыта поколений, значительно увеличивает вероятность продолжения традиций в будущей самостоятельной семейной жизни ребенка.
• Содействие сохранению и укреплению здоровья.
Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости.
3.
Как грамотно спланировать семейный досуг, всё учесть и ничего не забыть? Этому мы с вами поучимся на примере составления «Маршрутов выходного дня».
Маршрут выходного дня это способ планирования организации семейного досуга.
Для планирования маршрутов можно использовать объекты, которые есть в каждой семье или которые составляют типичный городской ландшафт (улица, детский парк, сквер, лыжная база, стадион и т. п.). При планировании нужно продумать всё до мельчайших подробностей.
Давайте, на примере маршрута – «Лыжная база» (Приложение 1, рассмотрим структуру его построения. (Слайд)
1 – выбираем объект маршрута.
2 – ставим цель для чего мы туда идем.
3 – намечаем задачи, которые мы будем решать в ходе своего похода.
4 – открытия ребенка, а именно, что ребенок может узнать в ходе вашего маршрута, с чем познакомиться. Например: в маршруте «Улица моего города» (пр. Мира) заранее продумываете, где у вас будут остановки (фонтан, интеллектуальный центр, монумент «Хлеб нашей памяти», храм, чем ещё, помимо знакомства с объектом, вы будете там заниматься (играми, зарисовкой объекта, фотографией) Намеченный маршрут вы обсуждаете вместе с ребенком, чтобы он почувствовал сопричастность к походу, ощутил себя его полноправными участниками.
5 – заранее нужно продумать ресурсы для реализации маршрута.
6 – дошкольники принимают самое активное участие в подготовке экипировки, собирают рюкзак, спортивный инвентарь, игрушки.
7 – желательно накануне вашего похода освежить и обогатить ваши знания и знания ребенка в области интересующей вас проблемы: чтение энциклопедической и художественной литературы, просмотр мультфильмов или телевизионных передач и т. д.
8 – продумать, что будет итогом вашего маршрута.
Сейчас мы проведем практическую работу в творческих группах.
Задание. Каждая группа родителей выбирает один объект и на листе прописывает «Маршрут выходного дня». Объектом для маршрута могут быть любые достопримечательности нашего города: стадион, спортивный комплекс, парк, лес, интеллект-центр, улица города и т. п.
Варианты маршрутов: «Удивительное на улице города», «Дом, где живут книги», «Стадион нашего города»…
Работа в творческих группах (5-7 мин).
В начале работы группы называют свой объект (чтобы маршруты не повторялись).
В конце работы, каждая группа зачитывает название маршрута, поставленные цель и задачи.
Проведя эту практическую работу, вы смогли понять принцип планирования маршрута выходного дня и семейного досуга вообще.
Продукт вашей деятельности мы обработаем и предоставим в вашу копилку идей.
Формирование семейной традиций в проведении досугов является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам и непониманию, отчужденности, скуке. Семейные физкультурно-оздоровительные досуги научат ребенка разумно и с пользой для здоровья организовывать свободное время. Досуг - важнейшая составляющая семейной жизни для создания здоровых внутрисемейных отношений.